Иоанн Вышенский: украинский старец Афона и сподвижник преподобного Иова Почаевского

К 1000-летию пребывания русского монашества на Святой Горе и по случаю дня памяти преподобного Иова Почаевского Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует статью директора Международного института афонского наследия в Украине Сергея Шумило о выдающемся афоните и защитнике православной веры XVII века Иоанне Вышенском.

Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке 1. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец» 2. Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим» 3. Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом» 4.

Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тясминецкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет.

Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностной защиты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

До сего дня память старца Иоанна чтится в Галиции, на Волыни и даже на Святой Горе Афон. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре среди росписей собора Старого (Нагорного) Русика ныне готовится фреска с изображением старца Иоанна Вишенского.

Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православние в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры.

Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

Высоко ценил наследие Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский 5. А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси» 6, так отзывался о святогорском подвижнике: «он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури»  7.

Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или других обрывочных источниках.

Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533 – 1550 гг. По всей видимости, происходил он из местного шляхетского рода Вишенских и имел неплохое начальное образование.

До ухода на Святую Гору Афон жизнь и деятельность Иоанна Вишенского тесно была связана с Волынью. Известно, что проживал он в Луцке и Остроге. Опекуном молодого И. Вишенского был защитник православия в Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре) 8.

Из посланий Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал в Люблине и Львове, был тесно связан с Львовским братством. Также он имел отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии 9.

О старце Иоанне неоднократно упоминается в Житии прп. Иова (Княгиницкого) Тяминецкого, составленном его учеником иеромонахом Игнатием из Любарова10. Судя по всему, прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга.

На Афоне о. Иоанн на начальной стадии своего пребывания на Святой Горе подвизался в «Русике» – старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските «Ксилургу» 11.

Здесь, удалившись от суеты «мира сего», он пытался постичь основы святоотеческой аскетики и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось.

Уже в 1596 г. на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола и патриарх Александрийский свт. Мелетий I (Пигас, 1549-1601), который призывает его вступить в полемику с униатами. Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет.

Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна. До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии, остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению католического учения, а также епископата и духовенства, отступивших от православия.

После нескольких лет интенсивной переписки, около 1604 года старец Иоанн приезжает в Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей на Волыни и в Галиции. Его приезд был вызван необходимостью оказать помощь прп. Иову (Княгиницкому) и игум. Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда галицко-волынских монастырей на афонский устав, с тем, чтобы в условиях противостоянии унии они были подлинными духовными центрами православия и исихастской традиции.

В рамках затеянной при участии старца Иоанна монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы Дерманский, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине 12.

Успешно выполнив эту миссию, старец Иоанн около 1607 г. вновь возвратился на Святую Гору, где, «жесточайшаго безмолвнаго жития желающе», поселился в отшельнической пещере прп. Косьмы Зографского, неподалеку об болгарского Зографского монастыря.

Одно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого) 13. Судя по содержанию этого документа, на момент 1621 года о. Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, Церковный Собор Киевской Митрополии в нем от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим» 14. Тот факт, что Собор отдельным постановленим предписывает пригласить «блаженного старца» с Афона в Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни.

По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620-ми – 1630-ми годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфоры и святую воду, спускаемые к его наскальной пещере по веревке.

Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив об этом никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном.

В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец» 15.

Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года.

Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским.

По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии 16.

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне.

Претерпев неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной програмне. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

Писания старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Церкви. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной.

Из наставлений старца мы узнаем, что он был опытным делателем и проповедником непрестанной Иисусовой молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. По сути, старец Иоанн опередил свое время, став задолго до прп. Паисия Величковского одним из предвестников нового филокалического возрождения в отечественном православии (XVIII – XIX вв.).

Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тясминецкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года.

Тот факт, что и Церковный Собор 1621 г., и ближайшие ученики прп. Иова (Княгиницкого) Тясменецкого в Манявском скиту старца Иоанна Вишенского считали «блаженным», свидетельствует о существовавшем в прошлом глубоком почитании старца. И лишь с пресечением православной традиции в Галиции под натиском католической экспансии (последняя твердыня православия, Манявский скит, была насильственно ликвидирована здесь католическими австро-венгрескими властями в 1785 году), пресеклась и традиция церковного почитания «блаженного старца» Иоанна Вишенского. Активно способствовали вытравливанию памяти о нем среди местного населения и униатские церковные власти, на борьбу и обличение которых столько сил положил старец.

Согласно православной святоотеческой традиции, слово «блаженный» свидетельствует об одном из состояний святости человека, которое достигается только теми, кто через веру и подвиги стали «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). В древности часто слово «блаженный» употребляли по отношению к почитаемым в народе непрославленным еще официально святым, поскольку Сам Христос указывал на особое значение этого состояния: «…ибо они Бога узрят, …будут наречены сынами Божиими, …ибо их есть Царство Небесное… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 3-16).

Хоть до наших дней сохранилось мало сведений о земной биографии «блаженного старца» Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Оно представляет собой бесценную духовную сокровищницу. Незаслужено забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и вселенського православия. В наше время это наследие обретает новую актуальность. Все это требует его более глубокого изучения, возрождения и почитания.

Сергей Шумило,
директор Международного института афонского наследия в Украине

1 Шумило С. В. Афонский старец Иоанн Вишенский. Краткое жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» // Русский Афон, православный портал. Сетевой ресурс. URL: http://afonit.info/biblioteka/nasledie-svyatoj-gory/afonskij-starets-ioann-vishenskij-kratkoe-zhizneopisanie-blazhennoj-pamyati-velikogo-startsa-ioanna-vishenskogo-svyatogortsa [дата обращения 19.05.2016]; Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины XVIII в. // Афон и славянский мир. Сб. 1. Материалы междунар. науч. конф., посв. 1000-летию присутствия русских на Святой Горе. Белград, 16–18 мая 2013 г. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2014. С. 116.
2 Цитата из письма инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сентября 1633 г. // Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 35..
3 Советование о благочестии. 1621 // Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. 1845. Т. 1. С. 247-248;
4 Кулиш П. А. История воссоединения Руси. СПб, 1874. Т. 1. С. 310, 318-319.
5 Иоанн Вишенский // Филарет (Гумилевский), еп. Обзор русской духовной литературы, 862—1720. СПб, 1857. С. 169.
6 Кулиш П. А. История воссоединения Руси… Т. 1. С. 310, 318; Кулиш П. А. Отпадение Малороссии от Польши. М., 1888. Т. 1. С. 168–173.
7 Кулиш П. А. История воссоединения Руси… Т. 1. С. 319.
8 Франко Іван. Зібрання творів: У 50 т. К., 1980. Т. 28. С.260-278.
9 Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Иоанн Вишенский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 387-389; Франко Іван. Указ. соч. Т.28. – С.260-278.
10 Iгнатiй з Любартова. Житiе и жизнь преподобного отца нашего Iова, и о сконьчанiи его, и о составленiи святая обители Скитския, вкратце списано // Зоря Галицкая яко альбум на 1860 г. Львiв, 1860. С. 225-230
11 Роль Русского монастыря на Афоне в борьбе с Брестской унией // Русская лампада на Афоне. Святая Гора: Русский на Афоне Пантелеимонов монастир, 2016. С. 77-79.
12 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины… С. 115.
13 Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ. соч. С. 387-389.
14 Советование о благочестии… С. 247-248.
15 Голубев С. Указ. соч. Т. 2. Прил. С. 35.
16 Кулиш П. А. История воссоединения Руси… Т. 1. С. 318-319.

Просмотров: 1441