Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью заместителя главы Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями архимандрита Луки (Винарчука) порталу «Фраза».

Киевский патриархат принял решение о выходе из Совета по делам душепастырской опеки при Министерстве обороны в знак протеста против присутствия в этой структуре Украинской православной церкви. В КП считают, что УПЦ не достойна капелланского служения. Мол, она не осуждает российскую агрессию против Украины, отрицает факт «гибридной» войны на Донбассе и не признаёт аннексии Крыма.

Как оценивают демарш Киевского патриархата в УПЦ? Что противопоставляет Церковь обвинениям КП? Как Украинская православная церковь взаимодействует с ВСУ?

Отец Лука, как Вы прокомментируете выход Киевского патриархата из Совета по делам душепастырской опеки? Каким образом это может отразиться на дальнейшей работе данного органа?

Совет действует на основе положения, где сказано, что любой её член может добровольно его покинуть, что и сделала УПЦ КП. Но на дальнейшей работе это никак не скажется, поскольку эта структура состоит не только из представителей Киевского патриархата, но и других равноправных членов. Это — консультативно-совещательный орган. Он призван содействовать введению капелланства и регулировать межконфессиональные отношения в армии. Здесь все решения принимаются, как правило, коллегиально.

В одном из своих недавних интервью глава военного отдела УПЦ КП митрополит Иоанн (Яременко) ясно дал понять, почему он вышел из Совета — потому что его не выбрали главой этой структуры. Её возглавил представитель одной из протестантских общин. Согласно правилам Совета, на протяжении года каждая конфессия председательствует по очереди. До этого были мы, Киевский патриархат, греко-католики, баптисты и другие.

Представитель КП должен был стать главой Совета через несколько лет, но он захотел стать у руля вне очереди.

Киевский патриархат захотел выйти, но в то же время и остаться. Можно уйти по-английски, не прощаясь, а некоторые прощаются, но не уходят. УПЦ КП в очередной раз громко о себе заявила, высказав неприязнь к нашей Церкви и выступив против её участия в Совете, но при этом в официальном письме попросила, чтобы представители Киевского патриархата и дальше присутствовали на заседаниях этого органа.

В КП обосновывают свою непримиримость с УПЦ тем, что она, дескать, не осуждает российскую агрессию против Украины, отрицает факт «гибридной» войны на Донбассе и не признаёт аннексии Крыма. Что можете сказать по этому поводу?

Во-первых, если уважающая себя организация делает какие-то заявления, они должны быть обоснованы в правовом плане и к чему-то вести. От нас хотят непонятно чего. Официально признавать чью-либо агрессию могут только субъекты международного права. У Церкви такого статуса нет, более того, согласно украинскому законодательству, она даже не является юридическим лицом. Зачем тогда нужны тогда эти заявления, если Украина, будучи субъектом международного права, уже их сделала? Церковь выполняет свои функции: призывает молиться о мире и в это непростое время помогает людям остаться людьми.

Во-вторых, вы где-нибудь слышали, чтобы мы отрицали информацию о том, что в вооружённом конфликте на Донбассе принимают участие граждане РФ? Нет! В то же время мы неоднократно подчёркивали, что выступаем за территориальную целостность Украины и право народа её защищать. Нам не свойственно строить идеологию. Этим может заниматься государство на основе ценностей, которые проповедует Церковь, но никакая церковная организация не может становится идеологическим институтом государства.

Зачастую распространяются сведения, мол, наши священники занимаются антиукраинской деятельностью. Если это так, то существуют государственные органы, уполномоченные отслеживать подобные случаи и принимать соответствующие меры. Другой вопрос, что сплошь и рядом мы имеем дело не с реальными фактами, а фейками, призванными очернить образ УПЦ. В то же время мало кто говорит о священниках нашей Церкви, которые окормляют военнослужащих и возят гуманитарную помощь в прифронтовые районы. Почему об этом молчат? Наверное, потому, что кому-то невыгодно, чтобы это освещалось.

Как только началась АТО и пошли обвинения в наш адрес, мы чётко заявили, что каждый военный священник УПЦ готов пройти спецпроверку в органах безопасности, чтобы доказать ложность этих обвинений, и призвали к подобному шагу другие конфессии. Мы ни от кого не скрываемся и ничего не утаиваем.

В официальном обращении УПЦ КП также отмечается: «… В процессе обсуждения разных вопросов проявилась другая опасная тенденция — целенаправленное движение в сторону религиозного синкретизма, когда под видом плюрализма предлагается внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений…».

Повторюсь, согласно правилам Совета по делам душепастырской опеки, все вопросы на заседаниях решаются только коллегиально и единогласно.

Если кто-то, например, не может поступить тем или иным образом, следуя своему вероучению, то ради межконфессионального мира в ВСУ данный вопрос отклоняется. Поэтому каждая из конфессий, представленных в Совете, в том числе Киевский патриархат, имеет право заблокировать любое решение. Кроме того, странно слышать подобные заявления от УПЦ КП, чьи представители регулярно проводят совместные службы с разными деноминациями.

Теперь эта структура стала мешать Киевскому патриархату, потому что с её помощью можно регулировать межконфессиональные отношения в армии. В КП, видимо, раздосадованы тем, что им не удалось возглавить Совет накануне введения должностей штатных капелланов. Примечательно и то, что митрополит Иоанн был единственным, кто выдвинул свою кандидатуру в председатели этого органа, и его кандидатура была поддержана одним голосом — им самим.

Все члены Совета призваны делать одно — способствовать удовлетворению религиозных потребностей военнослужащих и реализовать их конституционное право ходить в ту церковь, к которой они себя относят. У каждого своя паства. Существует кодекс чести капелланов, где чётко говорится, что люди, разжигающие межконфессиональную рознь в военной среде, не могут там служить. За это лишают звания, разрывают контракты и с позором выгоняют из армии.

Согласно последним данным «Юкрейніан соціолоджі сервіс» при Институте социологии НАН Украины, к прихожанам УПЦ себя относят 39,4% украинцев. Обычно конфессиональная ситуация в ВСУ соответствует общенациональным показателям — погрешность, как показывает практика, небольшая. Тем более что сейчас наша армия действительно народная.

Критикуя УПЦ, в Киевском патриархате задаются вопросом: «Чем закончится их „капелланство“ в ВСУ?». Ждут ли священников Украинской православной церкви в армии?

Я хочу разочаровать УПЦ КП: мы в армии уже 25 лет. И сейчас наши священники окормляют украинских военнослужащих как в зоне АТО, так и в военных частях по всей стране. При этом возникает парадокс: Киевский патриархат засыпает нас обвинениями, но у ВСУ и СБУ никаких претензий к нам нет.

Когда читаешь очередные обвинения в наш адрес (мол, «зрадники» и «агенты Путина»), возникает вопрос: неужели представители УПЦ КП решили заменить собой контрразведку или взять на вооружение большевистские методы борьбы с «врагами народа»? Наверное, не стоит лишний раз говорить о том, чем может обернуться для нашей армии и страны в целом межконфессиональная рознь. Остаётся надеяться, что наши коллеги по капелланскому служению всё же изменят своё поведение.

“Мы надеемся, что украинских военных в миротворческих контингентах будут окормлять капелланы канонической УПЦ” — недавно было опубликовано соответствующее Заявление Международной Ассоциации православных капелланов.

Просмотров: 1352

Залишити відповідь