Успіння — що ми святкуємо? (рос)

Неділя, 27.08.2017 15:55

В рамках совместного проекта Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал об Успении Пресвятой Богородицы, подготовленный редакцией журнала «Фома в Украине».

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Всё у христиан не как «у людей», скажет кто-то.

9cc108fd5f8513df18fc8f42f7effdeb_XLДля них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики.

Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор 1: 23), сказал апостол Павел: κηρύσσομεν Χριστὸν ἐσταυρωμένον, Ἰουδαίοις μὲν σκάνδαλον, Ἕλλησι δὲ μωρίαν. Но немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1: 25), — говорит дальше апостол.

Христианское безумие, ἡ μωρία (mōria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-Сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь. Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир — с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан. Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа — тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется — уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же — Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненным Ей через Нее Самое и делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Просмотров: 938

Один відповідь на “Успіння — що ми святкуємо? (рос)

  1. Авторское “С точки зрения обычной логики…” вызывает недоумение: уважаемый автор, а разве “привычный мир” живёт по Божьему закону: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”? Всего лишь навсего человек обязан был славить Бога, сохранять на земле мир, и в душе быть благо-вольным! Но человек нарушил Божий закон, поставив тем самым жизнь на земле с ног на голову. И именно Христианство восстанавливает первичный Замысел. Конечно, для язычников подобное восстановление – безумие, и для иудеев – соблазн; ведь славить кого угодно, получать свой хлеб кровавой жатвой и наполнить душу до краёв злобой, жадностью, предательством – для них это стало нормой. Это донёс до нас Ветхий Завет. И никто, кроме Спасителя, не разорвёт пагубную цепь и не вернёт человечество Вечности.
    Опять же, “погребение” как-то не очень вяжется с Успением: “погребение” – погреб, что-то ниже уровня земли… Или я ошибаюсь? Простите.
    А праздник – замечательный и ожидаемый, и последние слова Богородицы, когда сошёл Сам Христос в окружении Ангелов и Архангелов: “Величает душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы своея” – гимн Вечной Жизни и Радости. С праздником, православные!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *