Приветственное слово к участникам конференции
Митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра),
профессора Оксфордского университета, президента совета директоров Института православных христианских исследований в Кембридже, почетного президента Православной ассоциации богословских школ (Оксфорд, Великобритания)
Ваши Преосвященства, отцы, братия и сестры!
Да благословит наш Спаситель вашу конференцию, посвященную святому Паисию Величковскому, с которым я очень близко познакомился благодаря моей работе над английским изданием Добротолюбия. Его влияние на современное Православие было и остается очень глубоким, и оно принесло громадные положительные плоды.
Именно благодаря прп. Паисию Величковскому и его ученикам вторая часть синодального периода, XIX века, была эпохой не упадка, но великого возрождения Русской Церкви. Народ отвратился от религиозных и псевдорелигиозных западных течений и вновь повернулся лицом к истинным духовным истокам Православия. Рука об руку с возрождением духовной жизни возвращался миссионерский энтузиазм, ибо как в богословии, так и в духовности православие освободилось, наконец, от слепого подражания Западу.
Это религиозное возрождение началось на Святой Горе Афон с трудов и свидетельства святого Паисия (Величковского). Паисий был украинцем по рождению. Он учился в Киевской богословской академии, но его отталкивал светский тон преподавания, и Паисий отправился из Киева на Афон, где принял монашество. В 1763 г. он стал игуменом Драгомирнского, а затем и Нямецкого монастыря в Румынии. При Паисии монастырь превратился в крупный духовный центр, сосредоточивший более пятисот братьев. Под руководством игумена монахи занимались в основном переводами греческих отцов на славянский язык. На Афоне Паисий из первых рук узнал традицию исихазма и подружился со своим современником Никодимом Святогорцем. Паисию принадлежит славянский перевод Добротолюбия, опубликованный в Москве в 1793 г. Особое значение Паисий придавал практике непрестанной молитвы – прежде всего Иисусовой молитвы, – а также послушанию старцу. Он испытал сильное влияние преподобного Нила Сорского и нестяжателей, но не упускал и того хорошего, что содержалось в учении иосифлян. Так, он уделял большее внимание, чем Нил, литургической молитве и социальной деятельности, пытаясь, подобно Сергию, сочетать мистический аспект монашеской жизни с телесным и социальным аспектами.
Сам Паисий так и не вернулся на родину, но многие из его учеников посещали ее из Румынии. Под их влиянием по всей Восточной Европе началось возрождение православного монашества. Существующие обители укрепились, было основано также много новых монастырей. Если в 1810 г. в стране насчитывалось 452 монастыря, то в 1914 г. их было уже 1025. Хотя это монашеское возрождение казалось чисто внешним и обращенным к служению миру, оно также восстанавливало в центре церковной жизни традиции нестяжателей, подавленные в XVI в. Особенно явно свидетельствует об этом расцвет практики духовного руководства. «Старец» был характерной фигурой во многие периоды православной истории, но XIX век в России стал веком старцев par excellence.
Такова роль преподобного Паисия.
Я очень хотел бы быть сейчас с вами.
+Митрополит Диоклийский Каллист,
Оксфорд, Великобритания
Просмотров: 89