Мова жестів є одним з видів альтернативної комунікації в роботі з дітьми з вадами слуху – доцент КДА (рос.)

О специфике обучения детей, имеющих нарушения слуха, рассказывает Анна Блощинская, психолог-консультант, доцент Киевской духовной академии, преподаватель жестового языка, руководитель школы для глухих людей «Слышать сердцем» в Духовно-просветительском центре при Кафедральном соборе УПЦ.

Опыт работы с особенными детьми 6 лет:

– Успешная практика работы школы «Слышать сердцем» подтверждает, что наиболее продуктивным инструментом в работе с неговорящими детьми является использование жестов, которые используются в процессе развивающих занятий. Жесты, как средство, относящееся к альтернативной коммуникации, качественно дополняют общение, а иногда и делают его единственно возможным.

Альтернативной коммуникацией является также использование в процессе общения невербальных или паравербальных средств. В данном случае мы говорим не о словесных средствах общения, которые используются самостоятельно, изолированно либо в сопровождении речевого способа общения.

В специальной педагогике альтернативные методы общения используются в тех случаях, когда развитие речи задерживается или развито недостаточно хорошо. В данном случае речь идёт о детях с ДЦП, ЗПР, аутистах, слышащих, но неговорящих детях и т.д.

Обучение жестовому языку помогает ребенку с задержкой речевого развития начать общаться, как только он научится понимать, и таким образом, преодолеть проблему с коммуникацией. Одновременно с этим исключается большинство сложностей с поведением ребенка, возникающих на фоне отсутствия у него возможности информировать окружающих о своих желаниях, интересах, просьбах.

Использование правильной методики употребления жестов даст ребенку, как хорошее интеллектуальное развитие, так и комфортную возможность личностного восприятия своего внутреннего «Я».

Работая с особенными детьми, такими как детки с ДЦП, аутисты, слышащие, но неговорящие, а также с детьми с ЗПР, я обязательно провожу коррекционные индивидуальные занятия. В процессе работы с первых минут я задействую главный инструмент коррекции – жестовый язык.

На сегодняшний день эффективность методики настолько высока, что дает родителям шанс увидеть своего ребенка говорящим. После консультации и разъяснения данной методики родители даже достаточно взрослых детей – достигших 15 лет или старших – обретают шанс научить ребенка говорить посредством жестов. Здесь важно учитывать кардинальное различие между глухими детьми из семьи слышащих родителей, обладающих корректной нормой интеллекта, и детьми, которые слышат, но не говорят: таковые и являются моими клиентами.

В качестве примера хотела бы поделиться своим опытом работы в индивидуальных коррекционных занятиях.

Ученик Иван. Его родители обратились к нам, когда ему исполнилось уже 15 лет. Парень слышит, но не говорит. В процессе занятий я преподала ему дактиль, дала основы жестов, и Ваня схватился за этот инструмент общения, в котором до сих пор испытывал явный недостаток. Посредством жестов он начал произносить слова, и родителям удалось установить с ребенком контакт. Таким образом, Иван стал лучше коммуницировать в обществе. Раньше ему было сложно сказать маме, например, что летит самолет, а теперь он произносит слово и показывает жест.

Ученица Ольга (неслышащая аутист). К занятиям девушка приступила в возрасте 18 лет. Благодаря коррекционным урокам с изучением жестового языка Ольга начала проявлять интерес к окружающему миру, смогла раскрыть свой творческий потенциал: девушка рисует картины. В настоящий момент Ольга говорит предложениями.

Наш самый маленький ученик – Богдан 5 лет (ДЦП, слышит, но не говорит, отклонений в развитии нет). Психиатр порекомендовал родителям посещать мои уроки. В результате ребенок победили истерический невроз, который был спровоцирован непониманием его потребностей.

Это всего лишь несколько примеров из шестилетней практики. Я всегда ободряю растерянных родителей своеобразным девизом: к особенным деткам – особенный подход! В нашем случае таковым является изучение жестового языка, который позволит ребенку лучше познать мир и самого себя как личность. И одним из главных достижений станет налаженный, свободный контакт с его родителями.

Руководитель школы “Слышать сердцем” Анна Блощинская.

Запись на консультацию и первичную диагностику по тел.: ‎067 289 77 55

Просмотров: 211

Залишити відповідь