Святитель Іоанн Златоуст і Євдоксія (рос.)

9 февраля святая Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

В рамках совместного проекта Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал, подготовленный редакцией журнала “Фома в Украине”.

«Обличитель неправды»

В 398 году кафедру архиепископа Константинополя занял Иоанн Златоуст. Сначала все шло хорошо — паства восхищалась его слогом, бедняки стали уважать святителя за его социальные проекты, более знатные люди ценили ученость и обходительность архипастыря. Но спустя шесть лет произошел первый конфликт, ставший началом самого знаменитого в истории Церкви противостояния.

Однажды к архиерею пришла некая вдова, у которой императрица отобрала виноградник, оставив женщину и ее детей без каких-либо средств. Единственной надеждой обиженной горожанки стал Иоанн. Реакция святителя последовала мгновенно. Вскоре он уже стоял перед царицей Евдоксией, прося пересмотреть несправедливое решение. Властительница вскипела и распорядилась выдворить дерзкого архиепископа из дворца. Оскорбление было нанесено не только лично Златоусту, но и официальному представителю Церкви. Святитель не замедлил с ответом. Он распорядился закрыть перед императрицей двери главного храма, когда та направлялась на богослужение. В тот же день, держа слово перед народом, Златоуст сравнил царицу с Иезавелью, супругой Израильского царя Ахава, имя которой стало синонимом нечестия и разврата и которая в свое время тоже обманом присвоила себе виноградник. Евдоксия немедленно была поставлена в известность.

Cвятитель Иоанн Златоуст. Мозаика собора Святой Софии в Константинополе.

Месть

Разгоревшийся скандал был лишь поводом. На самом деле мина под святителем активировалась значительно раньше — в то время, когда Гавальский епископ Севериан — талантливый проповедник и пиит — приехал в Константинополь продемонстрировать свое умение, рассчитывая, в том числе, и на материальную компенсацию затраченных усилий. Между ним и Златоустом возникли прения, и с того времени Севериан стал искать поддержки в стане врагов архипастыря Нового Рима, которых к этому времени было уже немало.

Лидером недовольных деятельностью Златоуста среди духовенства стал могущественный Александрийский патриарх Феофил, прозванный современниками «фараоном» за свое стремление одновременно к светской и духовной власти. У него были свои счеты со святителем. В 398 году его кандидат так и не стал владыкой Константинополя, уступив место Иоанну. А когда Златоуст взял на себя роль третейского судьи в споре Феофила с монахами Нитрийской пустыни, Александрийский пастырь почувствовал такое ущемление своих интересов и самолюбия, что уже открыто стал готовиться к войне, приехав в столицу не как ответчик, а как завоеватель в сопровождении двадцати девяти верных ему египетских епископов.

Вот так фрацузский художник Жан-Поль Лоран изобразил момент, когда святитель обличает императрицу — пламенеющий праведным гневом Златоуст и твердая как скала в своих убеждениях Евдоксия.

Союзников долго искать не пришлось. После скандала с виноградником Евдоксия готова была поддержать любую инициативу Феофила, направленную против Златоуста. Кроме того, к Александрийскому папе присоединились еще несколько клириков, которых Иоанн справедливо лишил сана. Всего на судилище над Златоустом собралось 36 архиереев. Это собрание в истории именуется Собором «Под дубом» — по названию частного поместья в Малой Азии, где происходили заседания. Святитель Иоанн потребовал отвода его личных врагов. Получив отказ, он проигнорировал дальнейшие решения сидевших «под дубом». Архиепископа готовы были поддержать сорок архиереев, собравшихся в столице. Преимущество голосов было не в пользу команды Феофила, но ему было хорошо знакомо настроение двора, и конфликт продолжал набирать обороты. Вердикт собравшихся «под дубом» был категоричен и соответствовал настроению инициаторов Собора.

В итоге муж обиженной царицы — император Аркадий — низложил опального святителя, обвинив его в оскорблении величества с церковного амвона. Теперь светские власти могли применить к опальному владыке всю силу своей карательной мощи. Но Евдоксия ограничилась ссылкой архиепископа в малоазийский городок недалеко от столицы.

«Слава Богу за все!»

Ссылкой Златоуста конфликт не был исчерпан. Скорее, противостояние вступило в новую фазу развития. «Утопить Феофила в Босфоре!» — в те тревожные дни 403 года эти слова стали самым популярным лозунгом возмущенного плебса столицы. К народным волнениям императрица была готова. Но то, что последовало за этим, не поддавалось уже никакому прогнозу и тем более — контролю.

В первую же ночь в Константинополе произошло землетрясение, которое многие очевидцы истолковали как гнев Божий за гонения на праведника. Вслед за бедствием у Евдоксии случился выкидыш. Этого было достаточно, чтобы отрезвить августу, и она спешно приказала вернуть Иоанна в столицу. Через несколько дней весь пролив, соединяющий Европу с Азией, покрылся факельными огнями. Их держали в руках жители града Константина, которые выплыли на лодках, чтобы выразить свою радость по поводу возвращения любимого пастыря.

Однако воцарившийся мир оказался непродолжительным. Через два месяца Евдоксия распорядилась установить свою статую на центральной площади у главного храма столицы — Святой Софии. Народные гуляния, посвященные этому событию, были организованы префектом города со всей пышностью. Шум, доносившийся внутрь храма, навязчиво мешал молитве, да и сам характер празднеств больше напоминал языческие оргии. Златоуст отреагировал на это словами проповеди: «Опять беснуется Иродиада, опять мятется, опять пляшет и рукоплещет, опять главы Иоанновой ищет». Вскоре об этом стало известно Евдоксии. На этот раз приговор импульсивной императрицы был более категоричен. Святитель был сослан в армянское местечко Кукуз, подальше от двора и любимого Иоанном плебса. На следующий же день храм Святой Софии сгорел. Огонь перешел и на соседнее здание Сената, которое постигла та же участь. В столице начались карательные акции.

Тем временем Феофил поспешил изложить Римскому папе Иннокентию свою версию произошедших событий. Однако папа понял, что Иоанн стал жертвой интриг, и собрал Собор, который оправдал Златоуста и потребовал вернуть его из ссылки. Константинополь ответил категорическим отказом. В ответ папа расторг отношения с восточными патриархами, не поддержавшими гонимого архиепископа. Скандал разгорелся до огромных масштабов. В 404 году у Евдоксии снова случился выкидыш, и она вскоре скончалась от потери крови.

Решение последствий конфликта взял на себя император Аркадий и его окружение. В результате, Златоуст был сослан еще дальше — в самые окраинные районы обширной страны. Для шестидесятилетнего епископа, измученного болезнью, это был смертный приговор. Иоанн так и не добрался до нового места ссылки. Праведник скончался в 407 году в понтийском городе Команы, по другой версии в одноименном городе недалеко от современной Пицунды в Абхазии. В следующем году отошел ко Господу император Аркадий. А еще через четыре года — и Феофил. Прошло всего лишь десять лет, за которые все активные участники конфликта отошли в Вечность.

Златоуст со славой вернулся в Константинополь. В 438 году сын Евдоксии, император Феодосий II, склонился на колени перед мощами святителя и обратился к ним с мольбой простить его родителей. После этого святые останки были торжественно перенесены в столицу, в историю которой было навечно вписано служение Иоанна Златоуста, названного Церковью учителем Вселенной.

Итог борьбы света и тьмы заранее предопределен. И неважно — в каких облачениях сошлись в схватке их представители. Имена борцов могут греметь по вселенной, а могут быть известны только Богу и нам, ставшим невольными, как нам казалось, свидетелями этой борьбы противоположностей, чтобы и мы однажды смогли ощутить в себе силы оказаться среди тех, кто обречен на поражение, которое всегда оканчивается победой.

Евдоксия

Евдоксия была дочерью римлянки и франкского полководца Флавия Бавтона, послужившего империи при цезарях Грациане и Валентиниане II. После смерти отца девушка получала воспитание в доме главнокомандующего византийской армии Промота. Благодаря инициативе самого влиятельного на тот момент чиновника — евнуха Евтропия, молодой император Аркадий избрал себе в жены именно Евдоксию, которая была хороша собой и сразу приглянулась василевсу. Брак состоялся в 395 году — за два с половиной года до появления Златоуста в Константинополе. За девять лет супружеской жизни Евдоксия родила Аркадию пятеро детей, из них один был мальчик. В историю он вошел как император Феодосий II. Евдоксия обладала сильным, деятельным и властным характером, а также, по словам древнего историка Филосторгия, «варварской отвагой». В 400 году дочь Флавия пошла на беспрецедентный шаг и провозгласила себя августой, приравняв себя в полномочиях с самим императором. Слабовольный Аркадий не препятствовал этому.

Монета с изображением Евдоксии Элии. IV-V век.

В первые годы служения Златоуста Евдоксия заслужила несколько похвальных слов святителя, который благодарил ее за активное покровительство православным и обильные благотворения Церкви. Французский живописец Жан-Поль Лоран по‑своему попытался выразить отношения Иоанна и Евдоксии. Пламенеющий праведным гневом Златоуст и твердая как скала в своих убеждениях императрица. На самом же деле августа была достаточно эмоциональной и гибкой женщиной. Однако сил смириться с публичной критикой в свой адрес ей уже не хватило. И всю свою агрессию она обрушила на обличавшего ее святителя.

Иоанн

Икона святителя Иоанна. Феофан Грек, 1405 г. Фрагмент

Если бы нам довелось своими глазами видеть святителя Иоанна, то нам было бы трудно поверить, что в этом немощном теле живет дух столь огромной силы. Современники запомнили его худощавым и даже чуть истощенным человеком. С юных лет у него были проблемы с пищеварением. Этот недуг появился у него в результате двухлетней затворнической жизни в горах неподалеку от родной Антиохии. После смерти любимой матери Иоанн получил возможность предаться монашеским подвигам, но сильно пошатнувшееся здоровье вынудило его вернуться в мегаполис.

Вскоре он прославился как величайший проповедник своего времени и талантливый администратор. Именно в Антиохии Иоанн получил прозвище Златоуст, ставшее позднее частью его имени. Слава о даровитом проповеднике достигла и Константинополя. После смерти архиепископа Нектария в 397 году выбор императора пал на популярного антиохийского священника. Чтобы избежать народных волнений, Иоанна попросту вывезли за город и сообщили ему о предстоящем служении. Отказываться не было смысла, и пресвитер дал свое согласие.

Златоуст начал свое архипастырство с реформ. Прислуга архиепископа была распущена, пышность упразднена, приглашения к столу местной знати стали регулярно игнорироваться. Сэкономленные средства и всю имеющуюся в его распоряжении казну архиепископ направил на поддержание странноприимных домов, гостиниц для паломников, организацию благотворительных обедов. Когда Иоанн увидел на городской улице лежащую груду мрамора, предназначенную для строительства храма, то сразу распорядился ее продать, а вырученные средства потратить на помощь обездоленным. Таким Иоанн был во всем. Глубочайшее понимание смысла Евангельского учения, жизнь во Христе не оставляли в его сердце места для какого-либо компромисса с миром страстей, даже если интересы последнего представляла сама императрица.

Просмотров: 606

Залишити відповідь