Феофан Затворник: Святий спростовує епоху. 5 цитат святителя Феофана (рос)

29 июня Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника — одного из самых известных и почитаемых святых ХІХ века.

В эпоху, которую иногда называют временем упадка Православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал — Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости.

Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в 1815 году в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой Земле и в Константинополе.

В 1859 году он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866-ом году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых — отвечал. Его наследие — богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов.

Скончался он 6 января (по ст. ст.) 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам русским протянулась непрерывавшаяся никогда преемственность святости на Руси.

5 ЦИТАТ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА

1. Читать для знания — одно дело, а читать для назидания — другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

2. Я — христианин, — говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, — и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

3. Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.

4. Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

5. Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.

По материалам foma.in.ua

Просмотров: 1161

Залишити відповідь