Про преподобного Антонія – дослідження афонського ченця (рос)

В чем заключалась миссия преподобного Антония; какой образ иноческого жития принес он на Русь; какая обитель из множества святогорских монастырей могла бы быть связующим звеном благодатной преемственности Святой Руси от Святой Горы; кто был тем старцем-игуменом, который постриг прп. Антония и благословением которого запечатлено все русское монашество? 

На эти вопросы попытались ответить авторы Альманаха «Афонское наследие», изданного к юбилею 1000-летия древнерусского монашества на Афоне, под редакцией директора Международного института афонского наследия в Украине Сергея Шумило.

Иеромонах Алексий (Корсак) (Афон) сопоставил патериковые и летописные сведения о преподобном Антонии с преданиями Святой Горы, а также с особенностями святогорской монашеской жизни той эпохи.

Ко дню памяти преподобного Антония Печерского, 23 июля, Информационно-просветительский отдел публикует архивный материал, основываясь на информации, вошедшей в научный альманах в 2016 году.

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет мечтал о монашестве и еще в юном возрасте отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Это общеизвестный факт, при том, что прямого и непосредственного источника для жизнеописания великого подвижника не сохранилось.

Источники, рассказывающие о житии преподобного достоверно

Прп. Антоний Печерский. Фреска из храма Всех Афонских святых Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
Прп. Антоний.
Фреска из храма
Всех Афонских святых
Пантелеимонова
монастыря на Афоне

Косвенные, фрагментарные сведения о преподобном Антонии находятся в Повести временных лет и в житиях других Печерских угодников. Так называемое Житие преподобного Антония, находящееся ныне в Киево-Печерском Патерике, является позднейшей  реконструкцией.

На первый взгляд, Повесть временных лет и Киево-Печерский Патерик  излагают фрагменты из жизни прп. Антония по-разному. Согласно летописи, преподобный отправляется на Афон в княжение князя Ярослава Мудрого, тогда как Патерик (основанный на так называемой Второй Кассиановской редакции) относит это событие ко временам равноапостольного князя Владимира и дополняет его еще одним,  повторным путешествием на Святую Гору (уже в правление братоубийцы Святополка); в правление же Ярослава Владимировича происходит второе и окончательное водворение прп. Антония в Киеве на Берестове.

Хотя, как утверждает иеромонах Алексий (Корсак), при детальном анализе текста Повести временных лет, рассказывающего о прп. Антонии, видно, что противоречие его с Патериком и утраченным Житием Антония Печерского – кажущееся. Житие преподобного говорит о начале его подвижничества и отправке на Афон; Повесть временных лет – об окончательном водворении в пещере и о начале Печерской обители; Печерская же летопись добавляет специфические детали, имеющие отношение непосредственно к истории монастыря.

Преподобный Антоний на Афоне

В житии святого сказано, что он очень рано почувствовал призвание к монашеству. Принимая во внимание, что в Древней Руси совершеннолетие наступало в 15-летнем возрасте, когда молодой человек получал права быть воином, вступить в брак и вести самостоятельную жизнь, можно предположить, что именно тогда юный Антипа решил стать воином Небесного Царя, то есть монахом, принять иноческий постриг вместо брачных уз и покинуть родную землю ради осуществления своего духовного призвания. Таким образом, на Святую Гору он мог прибыть в конце 990-х годов.

В Житии сказано, что «…прошло немало времени с тех пор, как преподобный поселился на Святой Горе…», надо полагать – не менее 10 лет, после чего (примерно в 1010-1013 гг.), по повелению Божию, игумен посылает его обратно на Русь для устроения общежительного монашества по святогорскому образцу.

В 1015 г., после смерти равноапостольного князя Владимира, преподобный возвращается на Афон по причине братоубийственной смуты. Второе его пребывание на Афоне было более длительным, так как возвратиться он мог не ранее 1051 г., когда преподобный Иларион оставил Берестову пещеру, будучи возведенным на Киевскую кафедру. Во время второго своего прихода на Афон молодой монах Антоний вернулся в свою обитель, к старцу, постригшему и воспитавшему его, и пробыл там довольно долго (возможно, около 30 лет), пока вновь не был послан на Русь, будучи уже сам весьма опытным 60-летним старцем. Именно после второго своего прихода со Святой Горы прп. Антоний собирает братство, которому передает свой духовный подвижнический опыт, приобретенный на Святой Горе Афон.

Благословение Святой горы Киево-Печерскому монастырю и всему Русскому монашеству

Преподобный Антоний положил в основание своего монастыря на Киевских горах не только пример личного благочестия, не только – по выражению Патерика – пот, кровь и слезы личного подвига, но и нечто особенное, чего не было ни в одной другой обители Руси.

Придя в Киев и выбрав себе место для подвига, преподобный молится Богу: «Да будет на месте сем благословенье Святыя Горы и моего игумена, иже мя постригл». Далее, благословляя собравшуюся к нему братию, Антоний произносит: «От благословенья есте Святыя Горы, имьже мене постриже игумен Святыя Горы, а аз вас постригл; да буди благословенье на вас первое от Бога, а второе от Святыя Горы».

На строительство наземного монастыря преподобный преподает следующее благословение: «благословен Бог о всемь, и молитва Святыя Богородица и сущих отец иже в Святей Горе да будет с вами».

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Наши дни
Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Наши дни

Преподобный Антоний несколько раз, настойчиво, упоминает о благословении Святой Афонской Горы и о старце-игумене, постригшем его. Он придает этому особое значение и смысл, подчеркивая преемственную связь со Святым Афоном, от которого благодать излилась на Киево-Печерский монастырь, а через него – на все Русское монашество.

Благодать, полученную в постриге от святогорского игумена, он передал русским инокам через обряд пострижения, который первоначально совершал сам. Очевидно, что преемственность подразумевает не только преподание благословения (что тоже немаловажно), но и передачу конкретного практического опыта, методов и принципов аскетической школы. О том, что эта школа действительно была принесена русским инокам прп. Антонием, свидетельствует факт развития первоначального братства в большой организованный монастырь, ставший образцом для других обителей.

Принято считать, однако, что заслуга эта полностью принадлежит преподобному Феодосию, что преподобный Антоний практически не участвовал в воспитании братии, а вся его деятельность заключалась лишь в преподании благословения и копании пещер. Также существует устоявшееся мнение, что прп. Антоний основал в своей обители отшельнический или пещернический образ монашеского жития, которому, якобы, научился и к которому привык на Афоне, и который был впоследствии заменен на общежительный устав учеником его, прп. Феодосием.

Как обитель, основанная преподобным Антонием, стала первой иноческой школой на Руси

Вспомним, что в Киево-Печерской Лавре пещеры с самого начала служили местом погребения усопших монахов и со временем стали своеобразной усопохранительницей. Первоначальник русского монашества передал своим духовным потомкам в наследие отнюдь не пещерножительство и не идиоритмичный устав, как предполагают некоторые исследователи, а боговдохновенное старчество.

Святой Антоний, собрав и организовав костяк будущего братства, благословляет ему игуменов, сам же занимает место старца, духовного руководителя, духовника, считая своей основной обязанностью духовное воспитание братии, врачевание помыслов, приобщение к молитве. Создав новую пещеру, он и там принимает братию в сожительство себе по более строгому уставу, но, очевидно, принимает не всех, а только преуспевших в наземном монастыре.

Такая двухступенчатая организация неоднократно встречалась в истории монашества – например, Лавра преподобного Евфимия, для которой подготовительной ступенью служил общежительный монастырь преподобного Феоктиста.

Святой Антоний стал первым боговдохновенным вождем русского иночества, опытно стяжавшим духовное ведение, искушенным во многих бранех, призванным свыше, а потому – имеющим возможность оказать помощь и другим искушаемым и не знающим пути духовного возрастания. Воспитанный в течение сорока лет в строгом общежитии на Святой Горе, он был первым распространителем этой традиции на Руси. Принеся на родину живой, практический опыт, прп. Антоний стал основателем школы подвижничества, созданной по Афонскому образцу.

Антониева Лавра стала первым монастырем Руси, не по букве и названию только, но по существу и духу. Общежительное устройство Киево-Печерской Лавры основывалось на трех столпах, без которых в принципе не может существовать монашеское общежитие: богодухновенное старчество, взаимное послушание, братское единодушие.

Киево-Печерская обитель стала первой иноческой школой Руси, воспитавшей не единицы, а целые сонмы преподобных и святителей, и ставшей образцом для создания целой сети подобных ей монастырей.

Собор всех преподобных Киево-Печерских
Собор всех преподобных Киево-Печерских

О предании русских святогорцев и о Русской Свято-Успенской Лавре на Афоне

Среди русских святогорцев существовало предание, что прп. Антоний подвизался и принял монашеский постриг именно в Русской обители Пресвятой Богородицы с придаточным названием Ксилургу, носившей в XI-XII веках почетный титул Лавры.

Престольный храм этой первой Русской Лавры был посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Успенский Собор Скита Богородицы. Современный вид
Успенский Собор Скита Богородицы. Современный вид

Этот собор сохранился до настоящего времени и является одним из древнейших русских храмов. У престола этого храма, по преданию, и принял постриг первоначальник русского монашества, основатель школы афонского подвижничества на Руси прп. Антоний Киево-Печерский. Отсюда перенес он благословение Святой Афонской Горы на Русскую землю. Примечательно, что и Собор Киево-Печерской Лавры, основанной преподобным, также посвящен Успению Богородицы.

Кто был тем старцем, который постриг прп. Антония?

Учитывая, что прп. Антоний предположительно в первый раз приходил на Русь в 1013 г. и возвратился на Афон в 1015 г., причем в Патерике подчеркивается, что возвратился он вновь к своему старцу, можно утверждать без сомнения, что этим старцем был игумен Герасим, оставивший руку свою на святогорском акте 1016 г.

Этот акт был обнаружен в 1932 г. в архивах  Великой Лавры, что позволило углубить историю Русской  обители фактически до начала первого тысячелетия. Ведь появлению на одном из актов Афона подписи русского игумена должна была предшествовать некая история учреждения, строительства, становления монастыря. Профессор А. Тахиаос относит основание монастыря к концу Χ в., считая при этом вполне возможным спорадические эпизоды пребывания русских иноков на Афоне задолго до основания монастыря.

Игумен Герасим. Фрагмент картины В.И. Нестеренко «Ксилургу. Проводы прп. Антония на Русь»
Игумен Герасим. Фрагмент картины В.И. Нестеренко «Ксилургу. Проводы прп. Антония на Русь»

В этом важном историческом документе среди подписей прочих игуменов на 13-м месте стоит автограф, который в переводе на русский язык гласит: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса (или народа Рос), свидетельствуя, собственноручно подписал». В ту эпоху русский народ и его страна обозначались на греческом языке несклоняемым именем собственным «Рос» (Ῥῶς).

Первая Русская обитель на Афоне — Ксилургу — тут подвизался преподобный Антоний

Акт 1016 г. свидетельствует о существовании Русской обители, не указывая ее названия, однако историки ее идентифицируют как обитель Богородицы Ксилургу на том основании, что собственное имя обители Ксилургу впоследствии употребляется с определением, свидетельствующим о принадлежности ее русским инокам: «τῶν Ρουσῶν» или же «τῶν ‘Ρῶς», как в акте 1016 г.

«Нет сомнения, – пишет историк В.А. Мошин, – что эта Русская обитель была тот самый “монастырь Древодела” (ἡ μονὴ τοῦ Ξυλουργοῦ), акты которого от 1030, 1048, 1070 и 1142 годов хранятся в архиве теперешнего святогорского русского монастыря св. Пантелеимона и о котором протатский акт 1169 года свидетельствует, что он всегда принадлежал русским. Что обитель Ксилургова (Древодела) действительно изначала была русским монастырем».

Примечательно, что подробная опись имущества монастыря, приводимая в акте 1142 г., упоминает о наличии в монастыре 42 книг, которые все были русскими; греческой книги в обители не было ни одной, что ясно свидетельствует о том, кто населял ее. По справедливому замечанию А.В. Соловьева, если бы ее основали в XI в. греки, в ней сохранились бы хоть две-три греческие книги.

«Ксилургу, – говорит он, – с самого основания был русским гнездом». Профессор Д.В. Зубов полагает, что Русская обитель на Афоне могла быть основана в 989 г. Из Повести временных лет мы узнаем, что в этот год великий князь направил в Константинополь посольство с целью установления культурных связей с Византией. Одним из результатов этого посольства стала присылка на Русь архитекторов и зодчих для возведения каменной Десятинной церкви в Киеве. Весьма вероятно, по мнению Зубова, что именно тогда была построена или передана русским святогорцам обитель Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, имевшая статус Лавры.

Русская обитель Ксилургу на Афоне. Современный вид
Обитель Ксилургу на Афоне. Современный вид

После этого ранее спорадически присутствовавшее на Афоне русское монашество обрело свое постоянное пристанище и стало полноценным субъектом в этом монашеском государстве. Таким образом, с X века русские получили свою обитель на Афоне, так же как грузины (Иверон) и болгары (Зограф).

Суммируя рассмотренные сведения, мы можем сделать следующие выводы относительно места пострига и подвига преподобного Антония на Святой Горе. Версия о том, что он подвизался в Русском монастыре Ксилургу поддерживается целым рядом косвенных фактов, взаимодополняющих друг друга. К таковым относятся факт существования во времена преподобного самостоятельного Русского монастыря; языковой барьер, мешавший преподобному жить в греческой среде; факт совпадения соборных престолов обители Ксилургу и Печерской Лавры, основанной преподобным. Самым же весомым аргументом, фокусирующим все прочие, дополняющим и объединяющим их в единое логическое целое, является факт создания символических «аналогов» Успенского Собора обители Ксилургу русскими иноками на Афоне при переселении братии на новое место.

Как Собор Киево-Печерской Лавры воспроизводился с постепенным перемещением русской цивилизации на северо-восток во всех главнейших административных и духовных центрах Руси в виде точных или увеличенных копий (что мы видим на примере Чернигова, Ростова, Владимира, Москвы), так и Успенский Собор лавры Ксилургу русских монахов на Афоне воспроизводился в каждом новом месте их жительства.

Историк Мошин считает, что уже с XI в. обитель русских святогорцев начинает «проявлять свою историческую миссию – нести со Святой Горы в Восточную Европу свет Византийского духовного просвещения». Посланничество преподобного Антония на Русь как раз и является осуществлением этой миссии.

Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра. Современный вид

Более детально о тысячелетнем святогорском наследии, повлиявшем на формирование отечественной монашеской традиции, читайте на страницах научного альманаха «Афонское наследие», 3-4/2016г.

Просмотров: 1182

Залишити відповідь