Які казки і мультфільми не зашкодять дітям стати християнами? (рос.)

Настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска священник Виталий Ворона,  отец троих детей, рассуждает о роли сказок и мультфильмов в развитии современного ребёнка. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на сайт Горловской епархии.

Фантазия — зло?

— В среде протестантов бытует мнение, что детей нужно воспитывать только на реальных жизненных примерах, поэтому сказки и мультфильмы им не нужны. В православной среде мне тоже доводилось слышать, что от сказок нет никакой пользы, воспитывать надо на житиях святых. Возникает вопрос: кто вырастет в результате такого воспитания — праведник или невротик? Каким требованиям должна отвечать такая продукция для развития нормального ребёнка?

— На родителях лежит обязанность учить и развивать своих детей. Каким образом это делать? Рекомендаций масса. В интернете можно найти тысячи мнений относительно того, какие сказки полезно читать детям, какие нет, какие мультфильмы позволительны, а от каких нужно ребёнка оберегать. Сейчас продукцию для детей принято маркировать — отмечать, для какого возраста подходят те или иные книги, мультфильмы, игрушки. Однако в стремлении защитить детей порой можно дойти до абсурда: например, мультик «Ну, погоди!» стоит под грифом «18+», поскольку содержит сцены курения. Что сказать? Мудрость невозможно облечь в букву закона.

Когда в моей жизни возникает какое-то недоумение, я стараюсь ответить себе на вопрос: а как на моём месте поступил бы Господь? Что нам говорит об этом Священное Писание? Конечно, о сказках там ничего не сказано, но Господь обращается к людям через притчи, которые по своей сути — те же сказки: выдуманные персонажи и ситуации, понятные той аудитории, к которой Он обращался. Отсюда можно сделать вывод, что иносказательность сказок не запрещена. Наоборот: они очень полезны для неокрепшего разума малыша.

Мы не можем сразу начать питать младенца твёрдой пищей, но сначала поим молоком, потом даём пюре, и только спустя время понемногу переводим на обычную еду. Ребёнок должен иметь способность переварить ту информацию, которую мы хотим ему преподнести, поэтому если идея, облечённая в форму сказки, понятна, интересна и приемлема для его ума, к ней надо прибегать.

Чему мы хотим научить?

Другой вопрос — что мы хотим передать ребёнку, чему стремимся научить? В первую очередь это зависит от нашего мировоззрения и той цели, которая стоит перед нами лично. Если эта цель — достичь вечного блаженства, Царствия Небесного, если мы стремимся возрастать в любви, то и детей надо учить тому же. То, что мы читаем им, должно соизмеряться с задачами, которые стоят в нашей жизни.

Никаких сомнений не возникает относительно того, что детям читать нужно. Это контакт, общение, способ развития речи. Каждый педагог скажет, что у начитанных детей лучше развиты речь и мышление, они более контактны, легче вступают в общение с людьми. Так что читать детям надо, причём регулярно, каждый день находить для этого время — хотя бы 20-30 минут.

Ничто не мешает нам постепенно привести ребёнка к Евангелию — может быть, сначала через Библию для детей. Это — тот путь, который нам нужно пройти с ним. Не думаю, что для этого нужно отказаться от сказок. Увлечь детей скучным чтением вряд ли получится — тем более современных.

Конечно, все люди индивидуальны, поэтому при выборе книг нужно ориентироваться на ребёнка. Если он способен воспринимать спокойные размеренные сюжеты, но не принимает те образы, которые предлагает та или иная сказка, можно использовать более серьёзные произведения.

Мне бы хотелось развеять заблуждение, что сказки могут быть вредны из-за того, что не отражают действительность. Никакого криминала и вреда я в этом не вижу. Да, в реальности медведь с зайцем дружить не могут, а в книжке такое бывает, но это не значит, что такой сюжет исказит представление о картине мира.

Сказки читать можно и нужно, при этом обязательно комментируя текст, стараясь вызвать ребёнка на диалог. В первую очередь нужно спрашивать его мнение, а потом уже давать свои комментарии — корректирующие или ободряющие, в зависимости от того, что он скажет.

Нужно фильтровать

— Мне кажется, что чаще всего о ненужности сказок и книг говорят те, кто мало себе представляет, что именно предлагает современный рынок детской литературы. Мы живём в замечательное время. Сейчас происходит настоящий расцвет детской литературы и книгоиздания, причём духовный пласт в ней становится всё заметнее. Маленьким читателям доступны качественно иллюстрированные изложения Священного Писания, жития святых, притчи, тексты которых адаптированы для разного возраста. Отвергать всё это — по меньшей мере странно.

— Категоричность — признак ограниченности ума. Мы ни в коем случае не должны быть категоричными. Наша задача — воспитывать детей гармоничными во всех сферах жизни. Нужно давать им знания о мире, природе, их устройстве, а также о духовной стороне жизни. Если в предлагаемой информации будет какой-то перекос, однобокость — мы не сможем воспитать гармоничную личность. А сказки дают представление обо всём: там есть мораль, информация об устройстве мира, о принципах и особенностях социальных и межчеловеческих отношений — всего не перечислить.

Конечно, всё нужно фильтровать. Например, «Сказку о попе и работнике его Балде» я не могу рекомендовать, несмотря на всё уважение к Александру Сергеевичу Пушкину.

Во всём должен быть индивидуальный подход, и мы сами должны понимать и чувствовать, что нужно нашим детям. Ещё замечу, что, если мы хотим привить детям любовь к литературе, то надо обязательно вкладывать чувства в чтение. Если это будет просто сотрясание воздуха, то далеко мы не уйдём.

Чем мультфильм хуже книжки?

— Как Вы относитесь к мультфильмам? При их просмотре влияние родителя на восприятие ребёнка минимально, мы можем только обсудить, высказать своё мнение о происходящем на экране. С другой стороны, мультфильм — это средство переключить внимание ребёнка, отвлечь его, а порой, что скрывать, и выиграть для себя немного времени.

— Безусловно, видеопродукция проигрывает книгам. Она не даёт возможности для творчества, ребёнок получает готовые образы, его воображение не развивается. Почему так важно его развивать? — потому что это тренировка, после которой можно надеяться, что вырастет человек, способный понимать, что хотел сказать автор, а не получить готовую картинку, решение, мысль.

Родителям нужно контролировать, какого качества мультфильмы будет смотреть их ребёнок. Полностью игнорировать мультики не получится. Мы живём в мире, где подача информации вышла на совершенно новый уровень и требует определённой скорости мышления. Мы не сможем остановить этот поток, и если не научим ребёнка воспринимать зрительную информацию, ему будет непросто. Самое главное — чтобы ребёнок научился преодолевать доминанту, свойственную человеку: «залипать» на происходящее на экране.

Надо научить отличать хорошее от плохого и переключаться. Не сделав прививку, мы рискуем получить эпидемию, поэтому такие информационные прививки надо делать — в малых дозах, конечно же, и хорошей, качественной информацией.

На то мы и родители, чтобы учить детей отличать мусор от хорошего. Самое главное — не проявлять равнодушия. Зло мы не остановим, но мы можем научить их делать выбор.

Не запрещать, а придумать альтернативу

— Если полностью запретить то, что интересно ребёнку, чем живут его сверстники, можно пробудить в нём нездоровый интерес к запретному плоду. В итоге он найдёт возможность посмотреть интересующее его — но сделает это не дома, без нашего контроля. Сейчас даже у первоклассников есть смартфоны, и я не раз видела, как дети собираются вокруг такого счастливчика и смотрят что попало на переменах или после уроков. Стоит ли запрещать?

— Чаще всего категорический запрет значит, что мы расписываемся в наших немощах: выходит, мы не сумели ни переключить ребёнка на хорошее, ни дать альтернативу.

Запретить всегда проще, нежели придумать альтернативу.

Приведу пример. У нас на улице детям негде играть: с одной стороны путепровод и гора, с другой — дорога для машин. Мы построили возле нашего дома шалаш по типу того, что был в книге Гайдара «Тимур и его команда». Со старшим сыном занялись, сделали лестницу, укрепили всё, и теперь вся улица играет у нас. Конечно, это неудобно и шумно, но это та цена, которую пришлось заплатить, чтобы 80% времени они проводили не у телевизора, планшета или компьютера, а на улице. Да, у нас возникают какие-то конфликты, но это жизнь, так мы учим детей чему-то. Я глубоко убеждён: всё зависит от нас, взрослых. Если для нас важно, как растут наши дети, мы будем уделять этим вещам внимание.

Читайте наші новини у Тelegram: швидко, зручно і завжди у вашому телефоні!

Просмотров: 977

Залишити відповідь