Ті, хто тримаються правди Божої, завжди виявляються правими — і в вічності, й в історії — архієпископ Феодосій (рос)

Четвер, 25.10.2018 12:52

Как верующему человеку правильно воспринимать то, что происходит вокруг Православия в Украине и мире, как вести себя в современных условиях.

Архиепископ Боярский Феодосий, викарий Киевской Митрополии во время проповеди 21 октября 2018 года в Кресто-Воздвиженском храме на Подоле в Киеве дал духовные наставления пастве. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует текст проповеди полностью. 

Сегодня многие люди взволнованы происходящим. Как мы должны себя сегодня вести и правильно чувствовать? Что делать? Прежде всего, все верующие нашей Украинской Православной Церкви, канонической Православной Церкви, должны понимать и твёрдо знать: ничего в церковной жизни Украины не изменилось! Украинская Православная Церковь, как была единственной канонической Церковью, несущей благодать своим верующим и всей Украине, — так и остается единственной благодатной, канонической Церковью Украины.

Наша Церковь несет свое служение на территории всей Украины, даже там, где нынешняя власть Украины не достигает – в Крым и на Восток страны. Православная Церковь Украины — от Ужгорода до Донецка и Луганска, от Симферополя и Севастополя до Сум и Чернигова, то есть от востока – до запада, от севера — до юга, — является самой большой, канонически основательной и, безусловно, благодатной Церковью Украины. Мы знаем, что не так давно наши украинские раскольники – группа бывшего митрополита Филарета и т.н. УАПЦ получили легализацию от Константинопольского Патриарха Варфоломея.

Что это может значить для нас? Для нас это не значит ровным счётом ничего. И вот почему: Православная Церковь живет по своим правилам и канонам, которые мы, православные люди, считаем незыблемыми, считаем оградой для Православия. Канонические правила и законы составлялись со времен Апостолов на протяжении (первого – ред.) тысячелетия и являются незыблемым фундаментом Церкви. Время от времени различные церковные образования отходят от Православной Церкви, уклоняясь в раскол. Иногда этот раскол длительный, даже тысячелетний. Так однажды произошло с Римской Православной Церковью — по причинам не духовным, а горделивым, властным, которыми нарушались каноны Православия.

Рим был исторгнут из среды Вселенского Православия и остался один. Так, Римская Православная Церковь стала Церковью Католической. Но поскольку она являлась Церковью Рима и второй частью Римской Империи, Церковью Западного Мира, который динамично и цивилизованно развивался, то не пропала  в перипетиях истории, но дожила до сегодняшнего времени и стала развитой сильной структурой – Римо-Католической Церковью, некогда бывшей одной из семьи Православных Церквей.

Нечто подобное происходит на протяжении последних 150-ти лет с Церковью Константинополя. Несмотря на то, что в отличие от Римской Церкви своего времени, Константинопольский Патриарх находится в затруднительных условиях… По сути, Константинопольского Патриархата как Поместной Церкви не существует, потому что его резиденция находится в Стамбуле, на территории Турции, православного населения практически нет… Титул и должность Патриарха Константинопольского, фактически, символичны. Но тем не менее дань чести Константинопольскому Патриарху православным миром оказывается на протяжении тех столетий, когда Константинополь пал, и там стали править турки.

Проблема в том, что последние 150 лет Константинопольский Патриархат пошел по тому же пути, по которому Рим пошел 1000 лет назад. В нарушение канонов и правил Церкви, в нарушение самого духа Православия!!! Там мирское стали ставить выше духовного. Законы человеческой светской власти, создаваемые по земному рассуждению, стали ставить выше канонов Православия. Если кто-то думает, что произошедшее сегодня в Киеве с Константинопольским Патриархатом, — нечто новое, то это вовсе не так.  Дело в том, что Константинопольский Патриархат на протяжении столетия, в той или иной форме, предпринимал шаги, не свойственные Православному Патриарху. Каноны твёрдо говорят, что ни одна Поместная Церковь, ни один епископ на чужую территорию со своими законами и правилами вступить не может, тем более совершать там суд и хозяйничать. Это незыблемые законы с апостольских времен, которые Апостолы старались соблюдать и заповедали своим преемникам их соблюдать. Тем не менее, Константинопольский Патриархат последние 100 лет поступает по-другому — и далее дрейфует не по православным правилам церковной жизни.

Проиллюстрирую это вам на близкому нам примере 100-летней давности. Мы с вами прихожане киевского Кресто-Воздвиженского храма. Многие из нас знают, что в нашем храме был крещён известный литератор, ставший классиком, Михаил Афанасьевич Булгаков, который был сыном профессора Киевской духовной академии. Его семья снимала квартиру у тогдашнего настоятеля Кресто-Воздвиженского храма на Воздвиженке, здесь же родился М.А. Булгаков и был крещён в нашем храме. Кто читал его бессмертные произведения, тот знает, что в нашем городе 100 лет назад происходило практически то же, что и сегодня: столкновение тех же идей в  той же агрессивной форме.

Подобное происходило и в церковном плане. Что было в плане земном – можно почерпнуть из романа М.Булгакова «Белая гвардия», а что в церковном – в его фельетоне «Киев-город». Думаю, что большинство из нас киевляне по рождению, и юность Михаила Булгакова проходила, скорее всего, как и наша – в  цветении каштанов, в мире и благополучии. И вдруг, как говорит Михаил Афанасьевич, что-то произошло, и всё пошло колесом… Он описывает в этом произведении и церковную жизнь того времени. Тогда каноническую Церковь называли «тихоновцами», поскольку Патриарх Тихон, которого мы чтим во святых сегодня, был Предстоятелем канонической Православной Церкви. А революционная власть как в Москве и Петербурге, так и в Киеве создавали свои маргинальные раскольничьи структуры: «обновленцев», «самосвятов» или «липковцев», которые использовали власть для борьбы  с канонической Церковью, обзывая истинных верующих «тихоновцами».

К чему я делаю этот экскурс в историю? В 20-е годы ХХ века Константинопольский Патриархат признал «обновленцев» — «единственной законной церковью» на территории Русской Православной Церкви, а Святого Патриарха Тихона назвал «человеком, который вносит смущение в церковную жизнь». Не правда ли, очень похоже на сегодняшние реалии?

Памятуя события 100-летней давности и такое поведение Константинопольского Патриарха, мы уже с вершины истории можем делать выводы и понимать: правда Божия не бывает посрамлена, правда Божия всегда восторжествует.  Даже тогда, когда кажется, что зло победило и торжествует во всех сферах нашей жизни. Чёрное называется белым, а белое называется чёрным и так уверенно, что даже нашим соседям, а иногда и нам самим кажется, что чёрное – это и на самом деле белое. Когда такие тучи ходят над нашими сердцами — никогда не нужно забывать, что правда Божия, рано или поздно, восторжествует. Где эти «обновленцы»? Кто о них помнит? А ведь им были отданы практически все храмы и в том числе храмы нашего Киева. Но оставшиеся маленькие храмы были битком набиты верующими, желающими причаститься, потому что они знали, что благодать есть лишь в истинной Церкви, а не у «обновленцев», которых поддерживала революционная власть. Тогда же священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, был выведен за стены Киево-Печерской Лавры и расстрелян по наущению самосвятских священников, «самостийников», как их тогда называли. Где они? Никто не помнит о них, а Патриарх Тихон – во святых, а Церковь, которую Патриарх возглавлял существует поныне и до скончания века будет существовать, ибо «врата ада не одолеют Её» (Мф. 16, 18). Да, многие верующие Православной Церкви пострадали, были в тюрьмах или отдали свои жизни за веру, но Церковь осталась крепкой и истинной.

Большую скорбь и жалость для верующего сердца и особо для иерархов вызывает то, что Константинопольский Патриархат вновь не оставляет своих странных намерений. Для большинства наших верующих людей первые дни после этого решения были прожиты в растеряности, ведь по канонической логике это не возможно…

Но это произошло…

Знаете, когда в семье какие-то проблемы с отцом,  например, отец пьющий, то семья старается эти проблемы скрыть, никак не показывать. Когда семья выходит в люди, то приводит отца в порядок, чтоб никто не понял, что он пьющий. В гостях пороки отца своего стараются скрывать. Но всё это до времени – пока отец не переходит красную черту, когда он вводит в дом блудницу или собутыльников…

Нечто подобное произошло и сейчас в нашей церковной жизни. Эти проблемы, которые возникали из-за того, что предпринимал Константинополь в последние 100 лет, в том числе, когда он признал «обновленцев»,  ведь тогда Церковь была гонима,  епископы были в тюрьмах, священники расстреляны, миряне в концлагерях или на лесоповалах. В самое тяжелое время для нашей Церкви Константинополь поставил «подножку»!.. Мы не говорили об этом, мы молчали обо всех проблемах, которые создает Константинополь, мы их скрывали для того, чтобы не выносить сор из избы. Но теперь мы больше не можем молчать. Патриарх Сергий в ХХ-м веке сказал, когда Константинополь признал «обновленцев», что «общение Константинопольского Патриарха с обновленцами может только Патриарха сделать обновленцем, а не обновленцев православными».

То же происходит и сейчас: Филарет со своей когортой не стал благодатным от того, что его легализовал Константинополь. Сам Константинополь вывел себя из канонического поля и поставил под сомнение своё дальнейшее пребывание в семье Православных Церквей, под большим сомнением как авторитет для православного мира.

У нас, возможно, будут ситуации, когда придется твёрдо постоять за исповедание веры, своей Церкви, надо прекрасно понимать: «филаретовцы» не стали благодатными, и те из них, которые имеют сознание, – возвращаются в Церковь из раскола. Это произошло буквально неделю назад в Ровенской епархии УПЦ. Один из филаретовских т.нз.«священников» принес покаяние и был рукоположен в сан диакона, поскольку он понимал, что священником не является и не станет священником от этого (решения Фанара – ред.), что раскол продолжает быть расколом и безблагодатность продолжает быть безблагодатностью, а что истина и благодать Христова — только в нашей канонической Церкви.

Для того, чтобы не потерять правильный ориентир и понимать, как действовать в этот непростой период нашей церковной жизни, давайте будем внимательно слушать и ориентироваться на голос Пастыря – на голос Блаженнейшего Митрополита Онуфрия! Это человек святой жизни и твёрдого монашеского устроения. Господь поставил Митрополит Онуфрия во главе УПЦ не просто так! Предстоятелем мог стать кто-то иной из митрополитов — с другими талантами, но Господь  поставил именно Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, человека твёрдого, принципиального и неотступного. Давайте слушать его голос как голос нашего Пастыря и будем тверды в своем уповании, давайте слушать голос Священного Синода УПЦ, голос Архиерейского Собора УПЦ, если он соберется, и всей РПЦ, т.к. наша УПЦ канонически находится в лоне РПЦ, как это было с Крещения. А за Патриарха Варфоломея и за Константинопольский Синод, которые дошли до того, что, возможно, толкают нашу страну не просто к исповеданию, а к гонениям — кто знает, что может произойти в стране, — надо молиться, чтоб Господь вразумил их. Когда отец оступается, его семья не выгоняет, а переживают за него, молится о нем, скорбит о нем. Так же нам следует скорбеть о тех людях, которые толкают нашу Церковь к испытаниям в столь непростое время. И будем надеяться, что Господь не пошлет нам тех испытаний…

Никогда не нужно забывать, что Киев является одним из уделов Пресвятой Богородицы. Божия Матерь выбрала его и создала, по Своему повелению, Киево-Печерскую Лавру, под Своим Омофором произрастила столько преподобных Печерских, которые нетленными мощами покоятся совсем рядом с нами. А значит — Божия Матерь, верим, никогда не оставит Своего удела, и если даст нам немного поскорбеть и потрудиться и проявить верность Богу и Церкви, то и даст нам встретить те времена, когда мы вновь спокойно вздохнём, когда наши храмы наполнятся людьми, и больше никто нам не будет угрожать ни расправой, ни дискриминацией, ни ложью, ни клеветой, которая сейчас в изобилии льется в СМИ и из уст политиков на головы верующих УПЦ. Вспомним опыт 100-летней давности: правда Божия никогда не бывает посрамлена! Те, кто ее держатся, всегда оказываются правы – и в вечности, и в истории.

Благословение Господне на вас!

Доступна аудиопроповедь на сайте vicariate.church.ua.

Читайте наші новини у Тelegram: швидко, зручно і завжди у вашому телефоні!

Просмотров: 3616

6 відповідей на “Ті, хто тримаються правди Божої, завжди виявляються правими — і в вічності, й в історії — архієпископ Феодосій (рос)

  1. Все эти рассуждения достаточно верные, но хотелось бы отметить что, покуда все православные канонические помесные Церкви признают Вселенскую патриархию как братьев во Христе и имеют евхаристическое общение с Вселенской Патриархией, они не отвергают тем самым эти неправомерные действия, которые нынешний Вселенский Патриарх творит. И получается что его рукоположения так же благодатны как таинства им свершенные , впрочем как и любого другого архиепископа хоть может и грешного, хоть может и еретичуствующего , и буду оставаться таковыми, покуда он не будет лишен своего сана. Да приход этой парафии невелик, но так распорядился Бог. Не стоит это считать за недостаток , они все же занимаються ни чем нибудь, а спасением душ людских. Нынешний Вселенский Патриарх не жил 100 или 150 лет назад. И говорить о намерениях предидущих патриархов не стоит в контектсе действий нынешнего, на мой взгляд. Каждый избирает свой путь. Конечно, от всего то что творит Вселенская Патриархия сейчас больно и неприятно, их поступки достаточно своенравны и не могут быть основанием для братского общения, но сам Христос хотел, что бы мы все были едины….и что бы не было среди нас раздора или разногласия, что бы мы искали взаимного понимания и любви . И поэтому так же больно от того, что наша Православная Церковь принимает такие скоропалительные решения, которые тоже не свидетельствуют о поиске решения через взаимопонимание и диалог…не через поиск причин не только во вне,но и в себе, а через ультиматум и разрыв . Как бы ни было в семье тяжело, любая ссора братьев печалит Отца.
    Со всем уважением прихажанин УПЦ

  2. Искренняя благодарность владыке! Не оскудевает Церковь верными интеллектуалами.

  3. Для Андрея
    Брат, позволю себе проанализировать ваши слова, что вы имеете в виду под “своим путём”? У нас с вами один путь “Я есть Путь, Истина и Жизнь”! Свой путь выбрали ватикан-секты-раскольники-буддисты и пр. А наш путь – это Христос. Патриарх стамбульской патриархии (с приближёнными) решили пойти своим путём, отбросив, например, Единство и Соборность Церкви. Почему вы называете его “Вселенским” мне лично непонятно; Вселенским Патриархом, на мой взгляд, имеет право быть патриарх православного стольного града православной страны. Ворфаламей этим критериям не соответствует. Если бы не нынешние грозные и страшные события, моё мнение оставалось при мне, но нынче я понимаю свою правоту. Несколько столетий, до появления названия “Стамбул”, кстати, тамошние патриархи себя вселенскими не ощущали. А вот 100 лет назад, когда троцкистами была разгромлена Русская Церковь, некие силы и вынесли на белый свет этот статус. Поинтересуйтесь, сколько вреда они принесли Церкви (григорианский календарь – малое их зло), а вот пользы – НОЛЬ. Или вы слышали, как Ворфаламей возвысил голос в защиту сирийских братьев-христиан? Вторая ваша принципиальная ошибка – о нашем единстве. Едиными во Христе! Т.е., в неукоснительном исполнении Его Заповедей! А что сеет Ворфаламей? В нарушение всех канонов – зло и войну. Причём, явно использует не христианские силы. Скорее, они его используют для решения своих политических проблем. А уж он не упускает своего; как прибрал к ручонкам Андреевскую церковь? Классика воровского жанра. А уж если добавить, что долгие годы решал свои финансовые интересы за счёт помощи Русской Церкви… Прошла инфа, что он – акционер “Турецкого потока” (или как там этот газопровод называется).

  4. Отче, як розуміти слова з Вашої проповіді “.. т.к. наша УПЦ канонически находится в лоне РПЦ, как это было с Крещения.” Про яку РПЦ йде мова, якщо хрещення Київської Русі відбулось у 988 році. Поясніть будь ласка, може я чогось не розумію. Дякую.

  5. истина и благодать Христова — только в нашей канонической Церкви.
    А в Єрусалимській Церкві теж істина і благодать? А ось вони спів служать зКонстантинополем а РПЦ вже ігнорує служіння на Гробі Господньому. див. Риа Новости
    Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава отказался от служения ночной Божественной литургии в храме Гроба Господня в Иерусалиме из-за присутствия там иерархов и священников Константинопольской церкви, сообщили РИА Новости в пресс-службе Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме.

  6. А я за любовь и едність серед православних. Хожу в УПЦ МП а чекаю коли церква буде одна і закінчиться розкол і розбрат. Христос є любов і тому я підтримую Константинополь. Якби Московська Патріархів щось робила для осудження війни Росії проти України а також для зцілення і подолання розколу. Молюсь за Патріарха Константинопольского.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *