Як розібратися у старозавітних персонажах Великого покаянного канону (рос.)

Почему в Каноне Андрея Критского приводится так много имён ветхозаветных библейских персонажей? Ведь о них сегодня прихожане мало что знают, многие имена слышат впервые… Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует ответ на вопрос сайту «Фома в Украине» руководителя отдела по делам молодежи Херсонской епархии протоиерея Георгия Гуляева:

– Современный верующий человек действительно мало что понимает, когда слышит Великий покаянный канон. Но это проблема не Канона, а современного верующего человека.

Для автора Канона — преподобного Андрея Критского — так же, как и для его современников, было естественно ссылаться на Ветхий Завет. И он ставил перед собой задачу не запутать или смутить людей, а обратиться к тем образам, которые могли бы послужить им примером.

А поскольку Священное Писание, слово Божье актуально всегда, то, почему нам кажутся непонятными многие ветхозаветные имена — вопрос именно к нам, современным верующим. Если о Давиде, Соломоне и Моисее мы кое-что ещё слышали, то имена других персонажей у нас, действительно, вызывают недоумение.

Что ж, Бог освободил нас от множества земных забот и попечений, которыми были связаны жившие во времена преподобного Андрея люди. Господь дал нам стиральные машинки, современные транспортные средства… У нас намного больше свободного времени. И мы можем ознакомиться с текстом Канона — при этом, даже не держа в руках свиток или дорогущую книгу, а открыв текст на мониторе компьютера. И, пройдясь по ссылкам, мы можем узнать, кто же эти Иамври, Ровоам и прочие упоминаемые в Каноне персонажи.

И таким образом мы поймём, что с веками меняется некий бэкграунд, окружение, но человек всегда остаётся всё тем же — с теми же страстями и добродетелями.

Именно поэтому Церковь оставила этот Канон: не просто как некую архаику или напоминание, а как действенное средство, необходимое для того, чтобы каждый из нас увидел разрушительное действие страстей и созидательное, спасительное действие добродетелей. И тот, кто будет внимать Канону, сможет ощутить это.

Церковь подвигает человека к чтению Слова Божьего каждый день. На вечерне читаются паремии — отрывки из Ветхого Завета. На утрени читаются богослужебные каноны, которые можно понять только благодаря знанию Священного Писания.

Нужно понимать, что Ветхий Завет — это педагог, детоводитель ко Христу. Он помогает вникнуть в тексты Нового Завета. Ведь Сам Спаситель приводит ветхозаветные примеры, они звучат в проповеди апостолов Петра и Павла. И для того, кто понимает это, изучение Ветхого Завета становится жизненно необходимым.

Часто, когда мы смотрим какой-то фильм или сериал, нам хочется понять, откуда взялся тот или иной персонаж. Действуя по тому же принципу, мы можем, начав с изучения родословия Христа, перейти к чтению о тех персонажах, на которые ссылается Новый Завет и святые отцы.

Великий пост — самое благодатное для этого время. И лучше, если каждый будет рассуждать не о том, что кушать, а что нет, можно ли есть моллюски и креветки, а о том, сколько он будет читать в день глав Священного Писания.

Может, стоит поставить перед собой задачу Великим постом читать ежедневно хотя бы по одной главе из Ветхого Завета. Это будет полезно, ведь Библия дисциплинирует. А это уже первый шаг к тому, чтобы появился какой-то порядок в духовной жизни. А ведь результат будет только тогда, когда будет какой-то порядок.

Просмотров: 669

Залишити відповідь