Приветственное слово Предстоятеля УПЦ гостям и участникам XV Международных Успенских чтений

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сегодня Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра в очередной раз принимает участников и гостей Успенских чтений. Этот научный форум проводится уже в пятнадцатый раз. За эти полтора десятилетия Успенские чтения стали важной составляющей интеллектуальной жизни Киева. Для участия в конференции в столицу Украины приезжают известные церковные иерархи, богословы и философы. Сегодня актовый зал Лавры вновь полон гостей. Потому, прежде всего, я искренне приветствую всех, кто прибыл к нам. Чувствуйте себя как дома, мы сделаем все возможное, чтобы окружить вас теплом и уютом.

Тема нынешних чтений звучит особенно злободневно в контексте непростой ситуации, сложившейся в Украине. «Правда. Память. Примирение». Все эти слова сегодня звучат в нашем обществе, и мы постоянно возвращаемся к размышлению над ними. С точки зрения христианского богословия эти три понятия находятся между собой в особом динамическом единстве.

Стремление к правде, поиск правды – это, пожалуй, основа всей активности человека. Каждый из нас чувствует неудовлетворенность этим падшим миром. И мы ищем мира горнего, мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13). Стремление человека к правде Господь наш Иисус Христос уподобляет голоду и жажде. Человек не может быть спокоен, пока не утолит жажду и не насытится. Точно также не может успокоится христианин, пока не обретет правды. Жажда правды – это жажда победы над грехом, жажда очищения этого мира. В конечном итоге – это мольба к Богу о спасении и преображении мира. В нагорной проповеди Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).

Если теперь мы обратимся к понятию память, то на первый взгляд может показаться, что оно не имеет для христианского мировосприятия такого же фундаментального значения, как правда. В Священном Писании слово память относительно часто встречается в Ветхом Завете и почти не встречается в Новом Завете. Для ветхозаветного человека память, действительно, была важной категорией, тесно связанной с понятием о праведности. Человек, живущий праведно, оставляет по себе добрую память и тем самым имя его прославляется из рода в род. Память же грешника погибает вместе с ним самим. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет, – говорит премудрый Соломон (Притч. 10, 7).

В Новом Завете слово память встречается всего лишь несколько раз. Здесь оно, казалось бы, утрачивает то значение, которое ему придавали в Древнем Израиле. Тем не менее, категория памяти становится чрезвычайно важной для Христианской Церкви. Церковная традиция созидается именно памятью. Запечатленная в Писании память о Христе и Его спасительном подвиге передается нами из поколения в поколение. И именно память о спасении во Христе Иисусе и есть содержание нашей проповеди.

Плодом спасительного подвига Христа является наше примирение с Богом. Грех первых людей отторг нас от Бога, но во Христе мы вновь обретаем мир с нашим Создателем. Кроме того, во Христе мы обретаем и подлинный мир друг с другом. Ангелы, возвестившие пастухам о приходе в мир Спасителя, воспевали мир, который отныне должен воцариться на земле (Лк. 2, 14). Этот мир воцаряется в сердцах всех, любящих Бога и живущих по Его правде. Так, правда Божия преображает всех, кто принимает в свое сердце Христа и несет в мир слово о Христе. Церковь становится новой преображенной реальностью, в которой мы насыщаемся правдой.

Однако, несмотря на откровение правды и мира, принесенное нам Христом, падший мир продолжает пребывать во грехе. Мир во зле лежит, – говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин. 5, 19). И потому человек враждует с человеком, ища удовлетворения своим греховным страстям. Мы постоянно слышим о войнах, о насилии, о кровопролитии.

Сегодня беда пришла и в наш дом. На Востоке Украины не прекращается вооруженное противостояние. Мы жаждем прочного мира. Мы возносим Богу молитву о мире. Но мы должны понимать, что, прежде всего, мир должен воцариться в наших сердцах. Прежде всего, мы должны вырвать из наших сердец терние злобы и ненависти. И только тогда нам откроется путь к подлинному примирению.

Я искренне прошу всех вас возносить молитвы об Украине и о ее многострадальном народе. Пусть Господь укажет нам путь к правде и примирению.

Призываю Божие благословение на работу очередных Успенских чтений. Пусть Бог любви и мира пребудет со всеми нами.

+ОНУФРІЙ
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ,
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

23 сентября 2015 г.
г. Киев

Просмотров: 156