Праздник Преполовения – день воспоминания Божественного учения Христова на половине пути от Пасхи до Троицы

Преполовение Святой Пятидесятницы – один их древнейших христианских праздников. Преполовение – это половина срока, то есть середина по времени между двумя церковными праздниками – Пасхой и Троицей. До V века об этой дате церковного календаря упоминает в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст. Позже о нем упоминали святые отцы Церкви: Анатолий Константинопольский (V век), преподобный Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век).

Преполовение празднуется 8 дней: начиная от 4-й среды Пасхи и до среды 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения.

Располагаясь между Пасхой и Троицей, или Пятидесятницей, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Святая Церковь напоминает и о приближении дней Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа: «…Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии…»

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, Который в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7:14).

405-2

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных иудейских праздников, посвященный памяти пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня было торжественное возлияние воды (Ин. 7: 37-44).

В дни такого празднества Спаситель со множеством паломников посетил Иерусалимский храм, где начал учить народ. Иудеи, слыша Христа, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15)

Вспоминая и Божественную проповедь Иисуса Христа, в ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день праздник с традицией крестного хода на водные источники, для малого освящения воды.

Просмотров: 372