Митрополит Антоний — о том, как бороться с главным искушением в пост

О предпосылках к унынию и борьбе с ними.

Одним из главных орудий сил зла против постящегося на его пути к Богу является уныние. Об этом отметил управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в комментарии для издания «АиФ», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

«Наступление Рождественского поста знаменует собою не только радость от возможности стать ближе к Богу, но и усиление борьбы против козней духов злобы поднебесной, — написал владыка Антоний. — Крайне важно не забывать об этом, поскольку сейчас в нашу жизнь будет весьма и весьма настойчиво вторгаться множество искушений. Силы зла постараются сделать все для того, чтобы мы не смогли подняться над ежедневной суетой, сфокусировав свое внимание на духовной жизни и необходимости внутренних изменений. Несомненно, что одним из главных орудий на данном пути станет уныние».

«Святые отцы предупреждали о чрезвычайной пагубности такого состояния», — напомнил архиерей и привел слова преподобного Амвросия Оптинского: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом… весь человек ослабевает». «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать», — писал преподобный Варсонофий Оптинский.

«Каким же образом уныние покоряет человека? По утверждению святого Исаака Сирина, зачастую это происходит по причине безделья, — написал владыка Антоний. — Бездумно прожигая свое время в праздном “ничегонеделании”, бездельник прожигает и заложенные ему Богом таланты. Это подобно ситуации с горящим костром, в который не подбрасывают поленья. Рано или поздно он угаснет и останется только пепел. Так и с бездельем. Его итогом становится внутренняя пустота, которая начинает мучить человека, заставляет его тяготиться жизнью. Как следствие — душа преисполняется унынием и отчаянием».

По словам митрополита, не менее подвержен унынию и гордый человек, который во всем полагается исключительно на собственные силы. «В его глазах он сам себе “кумир, и сила, и целая Вселенная”. Когда же гордец видит, что с чем-то не справляется, что не может что-то важное для него изменить, что его глобальные проекты в одночасье рухнули, для него это становится настоящей внутренней катастрофой. Ее прямым следствием становится, как и в случае с бездельником, погружение в пучину уныния и отчаяния. Как весьма точно отметил преподобный Анатолий Оптинский, “отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться”», — написал архиерей.

Так где же черпать силы для борьбы с унынием? «Во-первых, в смирении — в стремлении в любых обстоятельствах пребывать в мире с Богом и самим собой, не возвышать себя над кем бы то ни было, во всем уповать, а также быть благодарным и покорным Господу», — советует митрополит.

Во-вторых, «в труде, в особенности на благо наших ближних», например, это может быть участие в разнообразных волонтерских инициативах — от поддержки онкобольных детей до сбора помощи для пострадавших от конфликта на Донбассе.

«В-третьих, в усиленной молитве. О том, какое значение это имеет в преодолении соответствующей страсти, ёмко сказал святитель Иннокентий Херсонский: “От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицом к лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость”», — заключил митрополит Антоний.

Просмотров: 562

Залишити відповідь