Біля підніжжя Святих гір: до 25-річного ювілею відродження чернечого життя в обителі (рос.)

В Свято-Успенском Святогорском монастыре 23-24 сентября состоятся торжества по случаю 25-летнего юбилея возобновления монашеской жизни. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал подготовленный редакцией журнала «Фома в Украине» об обители.

Чтобы попасть в Святогорскую Лавру, нужно переправиться через Северский Донец — реку Танаис, так ее называли древние греки. Слева на высоком берегу гордо возвышается над Святогорьем статуя революционера Артема, напоминающая о временах коммунистических гонений. А у входа в обитель паломников встречает монумент Святогорской Игуменьи — Пресвятой Богородицы. Два памятника разных эпох смотрят на город Святогорск, раскинувшийся на другом берегу Северского Донца. Как будто спрашивают: «Кого выбираешь ты, город у Святых гор?»

Уникальной красоты местность венчают купола храмов, приглашая под свои своды паломников. В церкви идет чинное богослужение, и после молитвы перед особо почитаемым образом Божией Матери становится радостно и тихо. А в скале — пещеры, где подвизались те, кто возлюбили Бога «всей крепостию своею и всем разумением своим». Даже павлины и страусы, живущие возле храма, не нарушают особенного, возникающего здесь благодатного чувства и ясного понимания того, что место это особое — посвящённое Богу.

Монастырские летописи и предания не называют ни точной даты, ни имен основателей одной из древнейшей обители Руси. Само время стёрло имена и даты. Существует три версии, повествующие о том, как в эти края пришли черноризцы.

726 год по Рождеству Христову… В Константинополе горит высшая школа. Горит вместе с учителями и книгами. Для Церкви наступило время тяжелейших испытаний — период иконоборческих гонений. Почитателей икон по всей Византии подвергают истязаниям, пыткам, их убивают, а сами иконы рубят на куски и сжигают…

Из житий святых того времени известно, что большая часть гонимых императорами-еретиками православных переправилась через Черное море и нашла приют в Крыму. Они уходили от преследователей по окраинам империи в Северное Причерноморье и Приазовье, по водным артериям Танаиса (Северского Донца и Дона). Здесь, у подножия меловых гор, таких непохожих на окрестные степные пейзажи, сошли на берег беглецы — православные византийцы. Рубить пещеры в скале было для них делом уже привычным. Очень скоро мрак узких лабиринтов озарился светом лампад и свечей, а вековая тишина расступилась перед их стройным пением.

Крестный ход

Трудно словами передать чувства, которые испытываешь, когда со вздрагивающим пламенем свечи в руках передвигаешься по «улицам» подземного монашеского города. Трудно представить и то, каково им было жить в этих темных лабиринтах. Здесь и в жаркий летний день и в морозную ночь температура одинакова — около 5 градусов выше нуля. Ещё труднее нам, христианам третьего тысячелетия, осознать их исповеднический подвиг.

Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти около километра узкими тоннелями, вырубленными в толще мела более тысячи лет назад. Их высота — около 2.5 метров, ширина — метр. Кое-где на стенах видны следы от ударов древнего инструмента. В эти следы можно вложить руку и почувствовать связь с человеком, который когда‑то их оставил. Пещеры — это своего рода машина времени…

В VIII‑IX веках эти земли входили в состав Хазарии. Современные археологические раскопки открыли в этой местности несколько древних христианских поселений. Еще до крещения Руси Святым князем Владимиром здесь, в Святых Горах, православный люд славил Единого в Троице Бога.

Еще одна версия возникновения монастыря у подножия Святых Гор связана с приходом сюда части Киево-Печерской братии после разорения ханом Батыем стольного града в 1240 году. В смутное время, в этом теперь уже диком, выжженном татарскими ордами поле возрождается, восстает из пепла монашеская обитель. На ней лежала великая духовная и нравственная обязанность — окормлять тех отважных людей, которые посвятили свою жизнь борьбе с врагами христианства, с врагами Отечества. Эти воины, сторожа и станичники, несли службу в степях, вдали от семей и приходских церквей.

В сложных для своей земли и своего народа условиях Святогорский монастырь стал обителью-крепостью, обителью-богадельней. Он принял на свое попечение раненых, больных, увечных и «полонянников» — выходцев из крымской неволи. В этот период в монастыре появились пушки и укрепления, а некоторые иноки освоили канонирское искусство. В Святогорском синодике поминается пушкарь монах Иаков, устроивший оборонительную батарею.

По старинному преданию здесь, на вершине горы, на меловом столпе иноки обрели чудотворный образ святителя Николая. Многочисленные паломники помазывали мелом с этого столба головы и больные части тела, некоторые ради исцеления даже грызли мел, уничтожив, таким образом, колонну практически до основания. Со временем ее пришлось выложить из кирпича, а место освятили, и теперь это пещерная церковь. Икона и сегодня находится в Свято-Николаевском храме, который, как ласточкино гнездо, приютился на уступе скалы.

Дух замирает, когда стоишь на вершине горы и следишь взглядом за причудливыми извивами реки, — будто летишь над этими бескрайними просторами. Именно об этом месте святитель Филарет (Гумилевский) сказал: «Здесь так близко к Небу, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?..»

В XV веке православные монахи из греческих монастырей уходят от новых гонений, покидают свою родину, где водворилась Ферраро-Флорентийская уния, и поднимаются тем же маршрутом, что и их предки — вверх по течению Северского Донца.

Что влекло беглецов разных исторических эпох из разных географических мест в эти края? Чем привлекала их эта земля? За очередным поворотом реки иноки увидели местность, живо напоминавшую им Святую Гору Афон. Они поселились здесь и сообщили окрестностям дорогое их сердцу название Святые горы.

Это третья версия основания монастыря. Ее подтверждает существование в Святогорье вплоть до конца XVII в. чина погребения по афонскому уставу, редкого для русских обителей и традиционного для Афона.

Трудно отдать предпочтение той или иной гипотезе основания обители. Скорее, все три версии имели свое место на протяжении исторического пути Святогорского монастыря, дополняя одна другую. Вероятно, место это было Самим Творцом создано и предназначено для благочестивых подвигов и служения Ему. Отмечено особой благодатью зримой и неотмирной невидимой, которая открывалась и открывается чистым сердцам, ищущим спасения.

Весь уклад современной жизни монастыря — теперь уже Лавры — подчинён молитве и богослужению. И надо отметить, что здесь к этому относятся очень серьёзно. Попадая на службу в Успенском соборе, отмечаешь очень приятное для себя и, к сожалению, не часто встречающееся явление: во время молитвы по храму никто не ходит, мужчины находятся на своей половине, женщины — на своей. Попытки начать несвоевременный обмен мнениями останавливает специально поставленный на то брат, и если ему не внемлют, то любителям поговорить предлагают выйти на улицу. Результатом такого положения дел являются тишина и порядок во время богослужения. Ход службы отличается чинностью, во всём чувствуется старание и уважение к делу молитвы.

Иконостас Успенского собора создан по эскизам наместника Лавры, архиепископа Арсения

Здесь же, в Успенском соборе, находится Святогорская икона Божией Матери.

Святогорская икона Божией Матери

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы два Святогорских образа Богородицы: одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков.

Древняя чудотворная икона пропала после закрытия монастыря в 1922 году. Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные получили исцеление после молитвы перед Святогорской иконой Богородицы. Ежегодно 30 июля в Лавру приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса, почитаемой в этот день.

Если выйти из храма и прогуляться вокруг, вы обязательно увидите небольшой зоопарк, в котором наряду с обычными животными обитают и совсем диковинные существа — страусы и павлины. Откуда они тут? Как рассказывают монахи, кто‑то подарил монастырю нескольких животных. Наместник заметил, что братии понравилось ухаживать за ними, и их решили оставить, устроив им вольеры. Постепенно количество питомцев стало увеличиваться.

Покидая Лавру, тысячи паломников ежегодно увозят с собой частичку молитвенного настроения и мирного духа, который царит в монастыре. За воротами обители с высокого постамента их благословляет в дорогу Святогорская Игумения. А 22‑метровый колосс — памятник революционеру Артему — на соседней горе грозит кулаком округе в гордом одиночестве. И становится ясно, что нынешнее поколение святогорцев, жителей двух городов на берегах Танаиса — монашеского и мирского, сделало свой выбор.

Только факты

Святогорская Лавра — один из крупнейших монастырей Украинской Православной Церкви. Расположен в г. Святогорске (Донецкая область) на правом берегу Северского Донца. Расстояние от Киева — 650 км, от Донецка — 159 км.

Первые монахи поселились здесь, предположительно, еще в VIII‑IX веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Оно встречается в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.

В январе 1918 года началось разграбление обители советской властью. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса.

Музей антирелигиозной пропаганды, устроенный советской властью в монастырских пещерах в 1930-х гг.

В 1992 году началось возрождение Святогорской обители. 4 октября 1992 года в монастырь была возвращена Святогорская икона Божией Матери. 24 августа 1995 года Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец.

9 марта 2004 года Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине Лаврой (после Киево-Печерской и Почаевской).

В торжествах в честь Собора Святогорских святых ежегодно принимают участие тысячи паломников

 

Просмотров: 393

Залишити відповідь