Два лики єдиного світу: Свт. Афанасій Великий і Арій (рос.)

31 января Церковь чтит память святителя Афанасия Великого (Александрийского).

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал подготовленный редакцией “Фома в Украине”.

История Византии — уникальна. Великая империя, объединившая в своих границах множество народов, породившая гениальных мыслителей и ученых, оставившая после себя сокровища искусства мирового значения. Однако государство со столицей на берегах Босфора имеет еще одну неоспоримую заслугу перед потомками — именно его богословы и церковные деятели отстояли общехристианские принципы, и именно их стараниями было отчеканено учение о Святой Троице, которое сейчас хранит и католический Запад и православный Восток. Учение о Триедином Боге — Отце, Сыне и Святом Духе.

За всеми достижениями и победами великой империи стоят реальные личности. Они жили и умирали, стремились к истине и ошибались, творили добро и скатывались до глубин ада. Как бы там ни было, эти люди показали всему миру, что все их действия являлись, по большому счету, следствием духовного поиска, в ходе которого одни приходили к Вечности, другие — отпадали от нее. Виднейшими путниками в путешествии к истине о Троице стали Афанасий и Арий.

«ОТЕЦ ПРАВОСЛАВИЯ»

Более сорока лет Афанасий Великий служил в архиерейском сане, при этом около пятнадцати из них находился в изгнании за свои убеждения. К середине IV столетия он оказался одним из немногих епископов Церкви, который отчетливо понимал учение Иисуса Христа. Более того, он знал ответ на ключевой вопрос своего времени: кем же на самом деле был Спаситель — Богом или человеком, наделенным особыми дарованиями? При этом Афанасий не только знал, но и смело распространял познанную им истину с высоты одной из самых авторитетных архиерейских кафедр христианского мира. Александрийский архиепископ стал лидером восточного Православия, его оплотом и надеждой, противопоставив воинственно настроенным оппонентам силу своего духа, мощь слова и блестящее знание Священного Писания.

Родился святитель в крупнейшем мегаполисе древности — египетском городе Александрии. Свое служение Афанасий начал в сане дьякона на должности секретаря местного архиепископа Александра. В этом статусе Афанасий присутствовал на заседаниях І Вселенского собора в Никее в 325 году и принял самое живое участие в осуждении еретического учения александрийского пресвитера Ария. Однако, как оказалось, эти события послужили только началом долгой и изнурительной борьбы за утверждение истинного понимания догмата о Святой Троице.

Святитель Афанасий Александрийский

Несмотря на очевидную победу православных в Никее, где на весь христианский мир было четко заявлено, что Иисус Христос есть Господь и равен Богу Отцу, сторонники Ария так и не смирились, а через десять лет добились возвращения своего лидера из ссылки. Оказавшись на свободе, Арий попытался вернуть себе утраченные позиции, однако столкнулся с непреодолимым препятствием в лице местного архиепископа Афанасия, который уже семь лет занимал Александрийскую кафедру.

Афанасий отказался принимать Ария и восстанавливать его в сане и тем самым ополчил против себя всех, кто стоял за спиной бывшего пресвитера. Реакции ариан долго ждать не пришлось. В 335 году в ливанском городе Тире противники Афанасия созвали Собор, на котором александрийский пастырь был полностью оправдан. Однако в ход была пущена «тяжелая артиллерия». Императору сообщили о том, что архиепископ Афанасий намеревается приостановить жизненно важные для Константинополя поставки хлеба из Египта. Вскоре праведник отправился в ссылку в Галлию, где находился около двух лет.

Вернувшись в Александрию, Афанасий с переменным успехом то восстанавливал, то утрачивал свое положение. В 356 году в храм, где святитель совершал богослужение, ворвались солдаты. Афанасий смешался с толпой певчих и смог бежать. На этот раз его домом стала не Европа, а египетская пустыня, населенная отшельниками. В течение девяти лет святитель находился среди людей, которые познавали Христа опытно: через молитву, пост и добрые дела. Среди тех, кто поделился с архиепископом опытом общения с Богом, были и знаменитые основатели монашества: Антоний Великий и Пахомий Великий.

Первый Вселенский собор, осудивший Ария и его учение

Минуло пять лет. С приходом к власти нового правителя империи Юлиана Отступника Афанасий получил долгожданную возможность вернуться на свою кафедру в Александрию. Святитель очень успешно, без крови и насилия, успокоил начавшуюся в городе смуту. Язычник Юлиан не мог смириться с тем, что святитель имеет такое влияние на жителей Александрии, и изгнал Афанасия из города. И только смерть василевса в 363 году дала возможность праведнику вернуть себе status quo.

Последние годы служения архиепископа Афанасия протекали в период правления враждебно настроенного императора Валента. Он был сторонником учения Ария и не мог смириться с фактом присутствия на крупнейшей кафедре Востока человека, который упрямо продолжал подвергать сомнению вероучение, получившее поддержку почти во всех уголках его необъятной страны. Василевс запретил Афанасию служить в Александрии. Однако последовавшие за этим недовольства жителей города заставили правителя изменить свое решение и вернуть архиепископа из ссылки. С этого времени и до смерти в 373 году святитель больше уже не покидал места своего служения.

УЧИТЕЛЬ ЛЖИ

Арий — так звали человека, мысли и учение которого стали предметом ожесточенных споров по всей территории Византийской империи. Эти споры продолжались полстолетия, и разделили страну пополам. Одни считали Иисуса Христа человеком, Который, обладал особыми качествами, данными Ему свыше, другие же видели в Нем Господа, равного Богу Отцу и Святому Духу.

Арий и Афанасий не были единственными участниками этого спора. Скорее, они стали живыми символами различных партий христиан большой страны, истово желавших познать Бога, открывшегося им через Своего Сына — Христа.

Жизнь и деятельность Ария были непосредственно связаны с Александрией. Он был современником Афанасия. Они жили в одном городе и знали друг друга лично. Однако попытки познать природу Христа сделали их бескомпромиссными противниками и развели по разные стороны в истории и вечности.

Так изображали Ария на старинных гравюрах

В то время когда государственной религией Римской империи все еще оставалось язычество, Арий проявил себя как ревностный защитник Церкви. Эти качества привлекли к нему внимание Ликопольского митрополита Мелетия, который рукоположил его в дьяконы. Правда, позднее, когда преследования христиан поутихли, Александрийский архиепископ Петр І отлучил Ария от Церкви за то, что тот публично критиковал его деятельность.

Новый александрийский пастырь — архиепископ Ахила — был настолько расположен к Арию, что снял с него все обвинения и удостоил священнического сана. Основной обязанностью нового пресвитера стало толкование Священного Писания.

У будущего ересиарха была безупречная репутация в городе. Его уважали верующие, а некоторые даже боготворили, восхищаясь талантами проповедника. Но, к сожалению, эта всенародная любовь его и погубила, породив в душе тщеславие, с которым он так и не справился.

Сбой произошел после смерти Ахилы. Арий, который, по‑видимому, считал себя основным претендентом на вакантное место, был сильно уязвлен фактом избрания на кафедру архиепископа Александра. Чтобы как‑то досадить своему новому пастырю, на одном из епархиальных собраний пресвитер вступил с ним в публичный богословский спор о Троичности Божества. Правда, исход дискуссии оказался не таким, каким его видел Арий. Многочисленное духовенство, ставшее свидетелем диспута, указало дерзкому пресвитеру на очевидные отклонения в его рассуждениях от вероучения Церкви.

 

Арий выступает перед участниками Никейского собора.
Василий Суриков, эскиз росписи Храма Христа Спасителя

В результате Арий должен был покинуть собрание, но от своего мнения так и не отказался. Вскоре число его адептов составило уже одну треть всего александрийского клира. Дальше ждать было нельзя, и в 320 году архиепископ Александр созвал Собор, на котором Арий был отлучен от Церкви. К тому времени ересиарх уже имел в числе своих сторонников влиятельного при дворе архиепископа Евсевия Никомидийского, благодаря которому смог избежать последствий такого однозначного решения.

За каких‑то пять лет число сторонников учения Ария достигло угрожающих размеров и теперь уже император Константин Великий, как некогда архиепископ Александр, созвал Собор в Никее, который получил статус Вселенского, чтобы вынести окончательное решение по возникшей проблеме. Арий был снова осужден и отлучен от Церкви. Местом ссылки пресвитера стала далекая Иллирия — территория нынешней Хорватии. Однако очень скоро о поддержке Ария открыто заявил Кесарийский епископ Евсевий, который имел влияние на сестру императора — Констанцию. Он сумел добиться возвращения еретика. Прибыв в Константинополь, Арий внезапно умер.

Со смертью своего лидера сторонники учения александрийского пресвитера не отказались от прежних убеждений и продолжили колебать умы и сердца верующих еще долгих пятьдесят лет, пока арианство не было окончательно осуждено на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году.

ЯД И ПРОТИВОЯДИЕ

Главным камнем преткновения для Ария в его богословии стало понятие времени, связанное с творением мира. Если Иисус Христос был рожден, а не пребывает от начала, как Бог Отец, — рассуждал Арий, — то Он не является причиной Своего появления, а значит, является творением, хотя и несомненно высшим, чем человек.

Такая логика рассуждений сразу возмутила святого Афанасия, поскольку ставила под угрозу практический смысл существования всей Церкви. Ведь если Христос не Господь, тогда Бог не воплотился, а значит, и обожение — соединение с Богом, спасение — по‑прежнему невозможно.

За свои убеждения Афанасий претерпел много испытаний, пройти которые можно было только с уверенностью в правоте своих убеждений. По словам архиепископа Григория Богослова, Афанасий блестяще знал книги Священного Писания, причем «так, как другой не знает и одной из них». Кроме того, властитель первой кафедры Египта отлично разбирался в богословском наследии христианских писателей прошлого. Но не только знания и блестящая начитанность сделали Афанасия великим. Проникшись практикой безмолвной молитвы монахов-отшельников египетской пустыни, он сам стал аскетом и подвижником. Афанасий был великим во всем и смог с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передать веру Церкви на словах, став поистине вселенским учителем.

Рака с мощами святителя Афанасия. Собор Святого Марка, Каир, Египет

Что же касается пресвитера Ария, то он получил блестящую возможность протестировать свое учение в общении с лучшими христианами того времени. Он был хорошо знаком с аргументами участников Вселенского собора в Никее. Там же Арий стал свидетелем чуда Спиридона Тримифунтского, который наглядно продемонстрировал Триединство Бога, сжав в руке кусок обожженной плитки, из которого истекла вода, вышел огонь, а в руке осталась глина. Александрийский пресвитер был знаком и с Николаем Чудотворцем, от которого в качестве вразумления получил пощечину. И, наконец, он не мог не знать аргументацию выдающегося богослова всех времен — Афанасия Великого. Однако благородное желание найти истину погибло в Арии под тяжестью собственного самолюбия и непомерного тщеславия.

***
Столкновение двух личностей, двух мнений о природе Иисуса Христа и сути взаимоотношений Лиц Пресвятой Троицы закончилось полной победой православной веры. И хотя события, связанные с борьбой Афанасия и Ария, имели конкретное историческое измерение, их отзвук несет в себе непреходящую ценность. Именно благодаря этому противостоянию духа и плоти, самоотверженного служения и желания угодить своему самолюбию мы обладаем сегодня бесценным сокровищем — пониманием назначения Церкви и сути спасения человека.

Просмотров: 378

Залишити відповідь