Интервью епископа Барышевского Виктора греческим СМИ: Похоже, патриарх Варфоломей закрыл для себя все вопросы по Украине

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Председателя Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, вышедшее на греческом портале news-politics.com 7 ноября 2021 года.

– Ваше Преосвященство, недавно в Москве проходил фестиваль «Вера и Слово», на котором священнослужители, журналисты и представители других сфер деятельности обсуждали действия Фанара в Украине. На Ваш взгляд, захочет ли Константинопольский Патриарх когда-нибудь обсуждать проблемы в Украине? 

– Судя по всему, патриарх Варфоломей все вопросы по Украине для себя лично закрыл. Он не видит и не хочет видеть, что у нас в стране имеются проблемы в религиозной сфере. Глава Константинопольского патриархата в отношении Украины живет в каком-то нереальном или, точнее, выдуманном мире. Он уверен, что, предоставив Томос для ПЦУ, одним росчерком пера решил все проблемы. На самом деле, патриарх Варфоломей не только не решил даже минимальную долю их, но и создал новые. И что самое интересное – создал практически для всех Поместных Церквей, в том числе и для Константинопольского патриархата.

Приведу конкретный пример. Как известно, ПЦУ появилась после слияния двух раскольнических организаций – УПЦ КП и УАПЦ (двух архиереев из УПЦ, которые перешли к раскольникам, в расчет можно не брать). Глава УПЦ КП Филарет Денисенко сложил свои полномочия в качестве «патриарха», но был уверен, что возглавит (в качестве «почетного патриарха») созданную Фанаром ПЦУ. Именно поэтому во время так называемого «Объединительного собора» он согласился на упразднение УПЦ КП. Однако очень скоро понял, что никакой реальной власти в новой структуре он не получит. По этой причине Филарет Денисенко объявил о своем выходе из ПЦУ и о воссоздании УПЦ КП. Практически с первых дней ухода из ПЦУ Филарет начал «рукополагать» архиереев для своей новой/старой структуры. На данный момент у него в штате уже больше десяти «епископов», которые никакого отношения к ПЦУ не имеют.

Однако руководство ПЦУ по-прежнему считает Филарета своим «почетным патриархом», не признавая при этом совершенные им «хиротонии» и считая, что все «рукоположенные» Филаретом «епископы» – это раскольники, не имеющие священного сана. В то же время, в ПЦУ ссылаются на каноны, согласно которым Филарет Денисенко не имеет права «хиротонисать» новых «архиереев» без решения и «благословения» на то синода ПЦУ. И что самое интересное – в ПЦУ или не понимают, или делают вид, что не понимают, что точно так же несколько десятилетий назад ни одна Церковь не признавала «хиротоний» того же Филарета, совершенных тогда по отношению к тем, кто сегодня является «епископом» ПЦУ. То есть, не признавая «архиерейского достоинства» тех, кого Филарет Денисенко сделал «иерархом» сегодня, руководители ПЦУ четко заявляют и о недействительности своих собственных вчерашних «хиротоний».

Дальше. И синод, и глава ПЦУ Епифаний Думенко считают Филарета своим «архиереем». Они издают указы, принимают какие-то решения по отношению к нему и постоянно подчеркивают, что Филарет Денисенко – это «епископ», находящийся «в самоизоляции», но в структуре ПЦУ. При этом сам Филарет несколько раз говорил о том, что никакого отношения к ПЦУ не имеет. Почему нет никакой реакции со стороны Константинопольского патриархата на все это?

Более того, Филарет Денисенко не только говорит, что он не в ПЦУ, он делает все, чтобы это было понятно самому далекому от происходящего человеку. Судите сами – Филарет воссоздает УПЦ КП, объявляет себя «патриархом», который «не зависит ни от Москвы, ни от Фанара», «рукополагает» десяток «епископов», создает свой собственный синод. Что еще ему нужно сделать, чтобы в ПЦУ и на Фанаре поняли, что он – раскольник, каким и был всегда? Что еще ему нужно сделать, чтобы в ПЦУ и в Константинопольском патриархате поняли, что Филарет – человек, не имеющий никакого отношения к созданной Томосом новой «церкви»? Ведь если говорить с канонической точки зрения, к которой постоянно апеллируют на Фанаре, Филарета Денисенко как «архиерея» ПЦУ уже давно надо запрещать в «служении» и отлучать от евхаристического общения. Тем не менее, никто этого не делает. Почему?

Потому что в таком случае придется признать правоту Русской Церкви, которая в свое время отлучила Филарета, а также признать, что дарование Томоса произошло не каноническим путем. Ведь если бы украинские раскольники были приняты в общение с Церковью так, как предписывают каноны, то есть через покаяние, то и теперешней ситуации ни с Филаретом в частности, ни с украинским расколом в целом не было бы. Но вместо этого на Фанаре создали себе проблему, которую даже и не пытаются решать.

Более того, своим решением Константинопольский патриарх создал проблему и для других Поместных Церквей. Потому что несколько недель назад Филарет Денисенко принял в УПЦ КП группу греческих раскольников-старостильников. Это целая епархия, главой которой является довольно известный деятель греческого раскола – «митрополит» Авксентий, долгое время возглавлявший эту структуру. И здесь возникает вопрос – если Филарет в составе ПЦУ, то значит и греческие раскольники тоже? Потому что их принял в общение с Церковью вполне «канонический архиерей» – как с точки зрения ПЦУ, так и с точки зрения Фанара. Принял без учета канонов Церкви, без консультаций с Архиепископом Афинским Иеронимом, тем самым обозначив определенный путь и для других раскольников. Например, для раскольников из Македонии или Черногории. Ведь и они могут через Филарета Денисенко «войти в церковь». И не только они. А значит, с огромными проблемами столкнутся другие Поместные Церкви, которые будут наблюдать, как на их канонических территориях возникают параллельные «церковные» структуры.

Если же Филарет не канонический архиерей, каковым он является для большей части Православного мира, то и принятие в состав УПЦ КП греческих раскольников ничего для Церкви не означает – одни раскольники объединились с другими. Почему тогда Фанар, считая Филарета Денисенко каноническим архиереем, игнорирует его действия? Создается впечатление, что Константинопольский патриарх живет в каком-то нереальном мире. Кроме того, он в упор не видит того, что делают его «чада» по отношению к верующим УПЦ. Ведь есть множество видеоматериалов, которые свидетельствуют об избиении наших верующих представителями ПЦУ, заведено огромное количество уголовных дел, есть сотни других фактов, указывающих на агрессивное и антихристианское поведение тех, кого патриарх Варфоломей присоединил к Церкви через Томос. Как можно этого не видеть?

На этот вопрос, как уже сказано выше, можно ответить двояко: либо не хочет ничего видеть, либо видит только то, что показывают. То есть живёт с искаженным восприятием действительности. А ведь во время своего визита в Украину патриарх Варфоломей имел прекрасную возможность действительно попробовать разобраться в ситуации – встретиться не только с представителями ПЦУ, но и с верующими УПЦ. Наши верующие его ждали все те дни, когда он был в Киеве. И если бы патриарх был тем человеком, который заботится о благе Церкви, он обязательно бы встретился с православными христианами нашей страны, которые представляют собой самую большую Церковь Украины. Но он не захотел.… И думаю, что не захотел именно по той причине, что закрыл и вопрос, и глаза на все происходящее в нашей стране.

Поэтому создается впечатление, что на данный момент диалог с патриархом Варфоломеем относительно «украинских проблем» попросту невозможен. И чем дальше, тем отдаленнее становится даже его перспектива. В этом смысле достаточно вспомнить слова патриарха Варфоломея о том, что ему «плевать» на то, что его исключили из диптихов Русской Церкви. Но если мы говорим о Церкви, говорим о Ее единстве, не говоря уже о том, что каждый архиерей является примером для паствы, то слова патриарха Варфоломея – это шок, от которого сложно оправиться. Как их понимать? Как после этого можно делать какие-то заявления о главенстве и первенстве в Церкви? Ведь если человек не контролирует свои высказывания, то это свидетельство того, что он теряет не терпение, а авторитет, уважение и так далее. Самое главное – к подобной лексике может прибегать только тот, кто знает и чувствует, что проиграл. Вот и патриарх Варфоломей знает, что проиграл, но никогда этого не признает. Мы хотим диалога с ним, но он, к сожалению, не хочет диалога с нами.

– В августе этого года Константинопольский патриарх посетил Киев. Каковы были результаты этого визита?

– Как было сказано ранее, мы расстроены тем, что патриарх Варфоломей так и не смог или не захотел познакомиться с реальной картиной того, что происходит в Украине. Он уехал с твердым убеждением, что здесь все нормально, а его решение об образовании ПЦУ – правильное.

Это означает, что в религиозном плане, в лучшем случае, у нас ничего не поменяется, а в худшем – УПЦ ждут более трудные времена. Уже сегодня есть многочисленные примеры того, что власть, которая занимала в начале своего правления вполне нейтральную позицию к Церкви и церковным вопросам, начинает все больше симпатизировать ПЦУ. Пока это происходит преимущественно на региональном уровне, но определенный крен уже можно наблюдать.

Кроме того, во время визита патриарха Варфоломея и после него мы в очередной раз убедились, что на Фанаре не хотят решать «украинскую проблему» каноническим путем. Все заявления патриарха и представителей Константинопольского патриархата о том, что «мы вам дали христианство и цивилизацию», или о том, что архиереи УПЦ должны молчать, взирая на беззакония Фанара, так как именно оттуда к нам пришло христианство, на самом деле говорят только об одном – о  нежелании Константинопольского патриархата признать свою ошибку и попробовать решить ее традиционным для Церкви способом.

Таким образом, результаты визита патриарха Варфоломея будут носить отрицательный характер как для него лично, так и для УПЦ и всей полноты Поместных Православных Церквей.

– Опишите нашим читателям сегодняшнюю ситуацию в Украине относительно церквей и верующих. Продолжаются ли нападения и насилие на паству и священников?

– Как я уже сказал, на местах и в отдельных регионах ситуация продолжает оставаться достаточно сложной. Например, члены «Правого сектора» участвовали в захватах около 50 храмов Украинской Православной Церкви, о чем рассказал один из лидеров радикалов Василий Лабайчук в видео, опубликованном на его youtube-канале. Действия радикал-националистов он назвал «помощью в переходе в украинскую церковь», то есть в ПЦУ. Он же заявил (через месяц после визита в Украину патриарха Варфоломея), что «настало время очередных ударов по московской Церкви».

Его слова прозвучали в унисон с заявлением главы ПЦУ Епифания Думенко, который анонсировал «масштабную волну переходов» в ПЦУ. И вот результат подобных заявлений: 14 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, сторонники ПЦУ штурмовали Свято-Покровский храм Тульчинской епархии УПЦ в селе Новоживотов Винницкой области.

13 октября 2021 года активисты ПЦУ срезали замки с дверей храма в селе Навоз Волынской области, чтобы попасть в помещение. 15 октября 2021 года в селе Чудница, что в Ровенской области, община ПЦУ, представители которой захватили храм УПЦ, перекрыла общине канонической Церкви доступ к временному храму. Это значит, что у наших верующих не только отобрали храм, но им не дают молиться даже в том временном храме, который они для себя построили. Как мне кажется, даже одного этого случая достаточно, чтобы понять, что сторонникам ПЦУ мешает молитва верующих УПЦ. Тогда какое отношение к Церкви Христовой имеют те люди, которым патриарх Варфоломей даровал Томос?

Обратите внимание, что все вышеприведенные факты нападений на православные храмы были совершены в очень короткий промежуток времени – 2-3 дня. Другими словами, агрессии сторонников ПЦУ по отношению к верующим УПЦ так много, что мы можем, чуть ли не каждый день, фиксировать случаи, подобные указанным выше. И это не считая, так сказать, «бытовых» эпизодов – когда наших верующих откровенно унижают, оскорбляют и даже бьют только за то, что они находятся в Церкви Христовой.

Конечно, очень бы хотелось, чтобы патриарх Варфоломей проникался не только экологическими проблемами, но и попытался проникнуть в проблемы живых людей. Точно так же, как хотелось бы, чтобы глава Константинопольской Церкви шел на диалог не только с католиками, но и, в первую очередь, со своими православными братьями. Потому что в противном случае он может войти в историю Церкви не как «Зеленый патриарх», а как человек, разорвавший хитон Христов.

Просмотров: 138