Житіє священномученика Миколая Виноградова, пресвітера Єлисаветградського (рос)

6 лютого 2022 року відбулося прославлення у лику святих Кіровоградської єпархії убієного протоієрея Миколая Виноградова (1931). В Кіровоградській єпархії опублікували житіє священномученика Миколая Виноградова, пресвітера Єлисаветградського, пресвітера Єлисаветградського.

Николай Васильевич Виноградов родился в семье священнослужителя Василия Виноградова и его супруги Елисаветы, дочери священника, 1/14 августа 1868 г. в праздник Изнесения Креста Господня и святых мучеников Маккавеев в г. Тирасполе Херсонской губернии[1]. Детские годы будущего новомученика проходили в атмосфере церковного духа и домашнего труда. Дед будущего протоиерея Николая Виноградова тоже был священником, он был благочестивым примером для своей паствы и своих домочадцев. У Николая было два родных брата – Димитрий и Василий, которые также пошли по стопам деда и отца.

Окончив церковно-приходскую школу, юный Николай, по благословению Преосвященного Павла (Лебедева), епископа Кишинёвского и Хотинского, поступает в 1878 г. в Кишинёвское духовное мужское училище. За хорошее поведение и ревностное отношение к учебе Николай в 1879 г., по окончанию первого класса, был награждён книгами[2]. В 1883 г. Николай оканчивает Кишинёвское духовное училище, и, получив поддержку от семьи, продолжает обучение в духовной семинарии, по благословению епископа Аккерманского Августина (Гуляницкого), викария Кишинёвской епархии[3].

За годы обучения в семинарии Николай зарекомендовал себя как дисциплинированный и ответственный студент. В то время ректором Кишинёвской духовной семинарии был Протоиерей Александр Васильевич Яновский[4; 5]. В июне 1889 г. двадцатидвухлетний выпускник семинарии Николай Виноградов вступает в брак с благочестивой девицей Александрой Ивановной Фиалковской, дочерью священника. Их семейный союз Господь благословил пятью детьми: сыном Михаилом и дочерями – Анной, Ниной, Евгенией и Тамарой[6].

3/16 июня 1890 г. Преосвященным епископом Елисаветградским Мнемоном (Вишневским), викарием Херсонской епархии, диакон Николай Виноградов был рукоположен в сан пресвитера[7; 8]. Иерей Николай своё служение начал приходским священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Арбузинка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (сегодня райцентр Николаевской области)[9].

Очень часто диакону в храме помогал немногословный юноша лет шестнадцати, хорошо знающий Богослужебный устав. Часто после бесед с прихожанами батюшка ещё подолгу разговаривал с этим парнем. Особенно дружественные отношения возникли между ними, когда Косьма Величко (так звали юношу) поведал о. Николаю о своей тайной мечте – он рассказал ему, что очень хочет посетить святую Гору Афон и посвятить свою жизнь Богу. Нашедши в особе священника доброго друга и духовного наставника, Косьма, как впоследствии вспоминала его мать, всё свободное время читал Евангелие или проводил его в храме. Батюшка Николай был первым духовным отцом юного парня Косьмы Величко, будущего схиархимандрита, ныне прославленного в лике святых, преподобного Кукши Одесского[10].

В 1891 г. иерей Николай Виноградов был переведён в с. Сошеостровское в Свято-Вознесенский храм Тираспольского уезда[11], совмещая служение с работой в местной школе преподавателем Закона Божьего. На этом месте молодой священник прослужил 9 лет.

1/14 марта 1900 г., на рубеже столетий, священник Николай Виноградов, по благословению Высокопреосвященнейшего Иустина (Охотина), архиепископа Херсонского и Одесского, переведён в Елисаветградский уезд в с. Лелековку[12]. Навсегда покидает он свою малую родину, и его жизнь теперь до конца связана с Елисаветградским краем, с которым он породнится до своей мученической кончины. Отец Николай продолжает служить и так же, как и прежде, работает в двухклассной церковно-приходской школе.
Резолюциею Его Высокопреосвященства от 8/21 января за №11, последовавшею на представление Херсонского Епархиального Училищного Совета, за усердные труды по заведыванию и законоучительству в церковных школах в 1900-1901 учебных годах, иерея Николая Виноградова удостоили награды набедренником[13]. За 1902 г. в «Херсонских Епархиальных ведомостях» мы узнаем из отчета о состоянии церковно-приходских школ и грамоты Херсонской Епархии в учебно-воспитательном отношении за 1900-1901 учебный год, что иерею Николаю была вынесена благодарность как ревностному и опытному в ведении церковно-школьного дела[14].

25 января/7 февраля 1903 г. священник Лелековской двухклассной школы Николай Виноградов получил благодарность за проявленное особое усердие в церковно-школьном деле[15]. В том же году 27 октября/9 ноября о. Николая переводят заведовать второклассной учительской школой в с. Глодосы[16; 17]. Это селение берет начало с середины XVII в., хотя поселение существовало и ранее. Именно здесь служил и трудился на ниве Христовой родной дед о. Николая Виноградова священник Леонтий Виноградов, настоятель храма Покрова Божией Матери. Этот неутомимый труженик Церкви Христовой имел непосредственное отношение к развитию образования в этих краях. В 1783 г. он организовал первую небольшую школу для юных хористов церковного хора, где сам учил их писать, читать, а также математике.
На то время был такой порядок: если в селе насчитывалось 120 или больше дворов, тогда давалось разрешение на строительство храма. Первый храм в Глодосах был деревянный в честь Покрова Божией Матери, но недолго он простоял, вскоре сгорел. Глодосяне были опечалены таким событием, но общее горе их всех объединило, и они построили новую каменную церковь. Её освящение состоялось 1/14 октября 1808 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Отец Леонтий Виноградов был первым настоятелем храма.

В с. Глодосах в 1899 г. на средства графини Кудашевой, праправнучки генерала Кутузова, была построена школа, которая вскоре стала очень знаменитой, и её стали официально называть Глодоским университетом. Батюшка Николай одновременно работает в этой школе и служит в Свято-Покровском храме[18; 19]. Понеся немалые труды на ниве Христовой, иерей Николай получает благодарность от Епархиального Училищного Совета: «Священник второклассной школы местечка Глодосы, Елисаветградского уезда, Николай Виноградов 11.04.1912 г. удостоен благодарности от имени Епархиального Училищного Совета за усердное исполнение служебных обязанностей», – узнаём из «Херсонских Епархиальных ведомостей»[20].

20 октября/2 ноября 1912 г., по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия (Ковальницкого), архиепископа Херсонского и Одесского, священник Николай был переведен в г. Елисаветград, где назначен настоятелем Петропавловского кладбищенского храма, что находился в районе Большой Балки, на окраине города[21]. За усердные труды во славу Святой Церкви, в праздник праведного Иова Многострадального, 6/19 мая 1913 г., настоятель Петропавловского храма о. Николай Виноградов был награждён камилавкой[22]. Также иерей Николай был законоучителем и преподавателем в Балковском училище им. Гоголя в г. Елисаветграде[23].

Петропавловский храм занимал особое место в истории г. Елисаветграда. Об этом свидетельствуют те факты, что захоронения почитаемых и уважаемых людей города совершались как раз на кладбище возле этой церкви: родственники Эльворти, градоначальник А. Пашутин и, наконец, блаженный старец Даниил Елисаветградский, который жил неподалеку от этого храма в своей пещерке (ныне прославлен в лике святых Елисаветградской земли).

14/27 июля 1917 г. о. Николая утверждают благочинным Елисаветградского округа[24]. В наступившее смутное время Господь премудро устроил, чтобы на этой должности был поставлен пламенный ревнитель веры о. Николай Виноградов, дабы своим примером не дать поколебаться другим. Советская богоборческая власть в большинстве церквей запретила произносить проповеди и проводить в храме больше времени, чем это отводилось на богослужения. Но даже в такое страшное время разгула безбожия церковь, в которой о. Николай был настоятелем, не закрыли. Настали трудные времена для Церкви и священнослужителей. Власть безбожно притесняла священников и создавала невозможные условия для жизни и служения, которые могли закончиться арестом и впоследствии высшей мерой наказания – расстрелом. В эти тяжелые дни для Церкви, когда во главе Елисаветградской кафедры находился епископ Павел (Колосов), ему остались верными помощниками протоиерей Николай Виноградов, протоиерей Платон Купчевский, протоиерей Григорий Селецкий и протоиерей Симеон Ковалёв. Они вели активную борьбу с обновленчеством, о чем возмущенно писала газета «Коммунист» 21 марта 1923 г.: «Живая церковь в Елисаветграде подает слабые признаки жизни. Зато кучка ожесточенных черносотенцев во главе с епископом Колосовым проявляет активность, оказывая упорное сопротивление обновленческому движению церкви»[25]. После епископа Павла (Колосова) Елисаветградскую кафедру в феврале 1923 г. возглавил епископ Онуфрий (Гагалюк) (прославленный в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в 2000 г.). Сразу по приезду он обратился в Отдел Управления с просьбой зарегистрировать канцелярию, и в её состав обязательно включить протоиерея Николая Виноградова[26].

Течение обновленчества в Елисаветграде не было мощным. В количественном составе это было около 19%. но, как отмечалось в докладе окружного Отдела Управления о состоянии антисоветских группировок на 01.12.1923 г., «ожесточённая борьба с обновленцами в городе вылилась в беспрерывную борьбу с тихоновским течением, во главе которого стоял ныне арестованный Екатеринославским отделом ГПУ реакционный епископ Онуфрий (Гагалюк)»[27].

В 1923 г., когда из-под стражи был освобождён Патриарх Тихон, почти 80% духовенства, ушедшего в обновленчество, возвратились Церковь. В разгаре обновленчества батюшка Николай твердо стоял на позиции поборника и защитника канонического устройства Церкви во главе с Патриархом Тихоном (Белавиным), а затем местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким (Полянским).

Отец Николай вместе с другими священнослужителями: Селецким, Ковалёвым, Купевским, Соколовым, Иващенко, Юрченко (прп. Варсонофий Херсонский) и др. отказались подчиниться т. н. «живой церкви» и исполнять распоряжения её «митрополита» Евдокима.

В январе 1925 г. власти обязали священнослужителей подписать расписки в том, что они отказываются поминать Патриарха Тихона, и что такое поминание является уголовно наказуемым. Подобный документ должен был подписать и о. Николай, но он это сделать отказался. В расписке от 7 января 1925 г. значится: «От подписи священник Виноградов отказался»[28]. Далее в протоколе допроса от того же числа сказано: «Сего числа в отделение по делам религиозных общин Админотдела г. Зиновьевского (Елисаветградского) округа был вызван священник настоятель Петропавловской церкви для дачи подписки о непоминовении гр. Белавина, бывшего Патриарха Тихона, согласно циркулярного разъяснения НКЮ СССР №51 и разъяснения Губпрокуратуры. Но вышеназванный священник от дачи подписки отказался, мотивируя свой отказ религиозным убеждением, т. е. я должен молиться о лице, возглавляющем церковь. Других мотивов у меня нет»[29].

Трудами о. Николая ещё с 1913 г. собирались сведения о подвигах и чудесах подвижника благочестия г. Елисаветграда блаженного старца Даниила (ныне прославленного УПЦ в лике святых). Могила этого угодника была очень почитаема верующими людьми. Священники Петропавловской церкви регулярно служили на ней панихиды во главе с настоятелем храма (из воспоминаний прихожан Петропавловской церкви Сокуренок Евфросинии Федотовны (1884-1975)[30] и Глебовой Марии Семеновны (1907-2000)). Именно за эту деятельность в 1926 году советская власть притянула о. Николая к ответственности с такой формулировкой обвинения: «За спекуляцию религиозным невежеством масс, выразившимся в устройстве моления на могиле, которая по преданию считалась святой». Но очень скоро власть сама отказалась от такого обвинения и оправдала священника. Хотя, к сожалению, о. Николаю так и не удалось закончить работу по сбору материалов для прославления старца Даниила. Во время ареста священника собранные и задокументированные материалы были изъяты, и на сегодня они считаются утерянными[31]. В регистрационной карточке служителя культа №16 от 10.02.1926 г. на вопрос, какому церковному управлению принадлежит и какого епископа признаёт, о. Николай ответил: «Епископа Онуфрия, во главе патриаршего местоблюстителя митрополита Петра»[32].

По всей стране стояли изуродованные храмы, будто кладбищенские склепы, без крестов, с чёрными дырами вместо окон, с большими замками на закрытых дверях. В молчании стояли разграбленные колокольни, лилась христианская кровь новомучеников. И среди немногих, еще не закрытых, храмов, поминающих на службах имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, звучит пение и светиться в окнах свет – это церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Елисаветграде, что на окраине города.

В списке служителей Петропавловской церкви по состоянию на 1 января 1927 г. протоиерей Николай Виноградов стоит первым с пометкой «сейчас служит». Дальше с такой же пометкой стоят фамилии протоиерея Платона Купчевского и священника Павла Дашкеева. Они также не подписали указанные расписки[33].

Это было время, когда закладывался фундамент будущих трагических событий в жизни народа огромной страны. Активно бытовали новые народно-демократические либеральные идеи. Они затронули и жизнь Церкви, посеяв в душах некоторых священнослужителей «новые» маниакальные идеи наперекор веками существующего в Церкви канонического строя и уклада церковной жизни. Но настойчивое желание некоторых священников перестроить, обновить по их представлению церковную жизнь, вызывало вполне обоснованный отпор со стороны большинства духовенства города, придерживающегося святых канонов и догматов Православной Церкви, отстаивающего неизменность и постоянство в жизни Церкви и её верных чад.

Несмотря ни на что, люди сами, без страха и принуждения, шли к кладбищенскому Петропавловскому храму города, где служил всеми любимый батюшка Николай. Власть вынуждена была признать, что потерпела поражение. Люди верили в Бога, шли в церковь. После такого позорного провала в столице СССР принимается тайное решение о полном уничтожении духовенства…

Клевета на протоиерея Николая пришла в виде анонимки в НКВД в январе 1931 г., будто он занимается контрреволюционной деятельностью и агитирует против советской власти. Но по преданию, дошедшему до наших дней, на последней проповеди о. Николай говорил совсем другое: «Молитесь Богу! Веруйте! Помните, что Бог есть, и что отступ от веры – это большой грех, за который мы сегодня страдаем…». Уже с конца 20-х гг. настоятель Петропавловского храма числился в списке негласного спецреестра отдела НКВД.

15 января 1931 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, о. Николай был арестован и брошен в тюрьму г. Зиновьевска (Елисаветграда). Оттуда он уже не вышел. Несмотря на богатый арсенал способов и методов «влияния», доказательств контрреволюционной деятельности и причастности батюшки к антисоветским группировкам у власти не было. Поэтому о. Николаю не давали покоя, несмотря на его возраст и телесные немощи (согласно анкете у него было слабое здоровье, болели желудок и сердце)[34]. Каждый раз вызывали батюшку на ночные допросы и разными способами «влияли» на него в надежде, что он не выдержит, сломается, «сознается», возведёт клевету на других или отречётся. О его пытках свидетельствуют обнаруженные при перезахоронении в 2018 г. на останках выбитые коленные чашечки, сломанные рёбра, отрубленные кисти рук и растрощенная затылочная часть черепа.

В декабре 1931 г. после очередных жестоких пыток, истязаний и нечеловеческих условий жизни батюшка достойно взошёл на свою личную Голгофу: мученически скончался, донеся свой крест до конца.

Кладбищенский Петропавловский храм, где был настоятелем о. Николай и где служили истинные пастыри города, которые не уклонились в раскол обновленчества, в скором времени безбожные власти закрыли. А летом 1932 г. его вовсе взорвали, до основания сровняв с землёй. Тело протоиерея Николая трудами прихожан Петропавловской церкви было выкуплено из тюрьмы и тайно похоронено на старом Кущевском кладбище города. Могила мученика сбереглась до наших дней, она не затерялась среди многих, на сегодняшнее время заброшенных могил, благодаря сёстрам Екатерине и Вере Бородиным, родители которых принимали участие в погребении убиенного батюшки Николая. Именно они в 1997 г. указали точное место захоронения убиенного протоиерея Николая Виноградова иподиаконам Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, родным братьям Николаю и Александру Гончаренко (ныне архимандритам Неофиту и Иоанну (Гончаренко). По благословению архиепископа Кировоградского и Александрийского Василия (Васильцева) на могиле убиенного протоиерея Николая Виноградова постоянно начали совершать панихиды при участии священников городских церквей, а также был установлен деревянный крест.

15 июня 2018 г., по благословению Высокопреосвященнейшего Иосафа, митрополита Кировоградского и Новомиргородского, при участии наместника Свято-Елисаветинского мужского монастыря архимандрита Мануила (Заднепряного), при помощи ктиторов монастыря братьев Павла, Димитрия и Леонида Журавель, а также архимандрита Кирилла (Ховрящука) останки убиенного протоиерея Николая Виноградова были перенесены в Свято-Елисаветинский мужской монастырь г. Кропивницкого (Елисаветграда).

17 августа 2021 года, согласно рапорта Высокопреосвященнейшего митрополита Иоасафа, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику местночтимых святых Кировоградской епархии протоиерея Николая Виноградова.

6 февраля 2022 г. в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы был совершен Чин канонизации священномученика Николая Виноградова, пресвитера Елисаветградского. День памяти установлен 2/15 июня.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

*  *  *  *  *

Тропарь, глас 4

Преславнии воини Христовы, столпи веры Православныя, Николае пречудне и Платоне всехвальне, землю Елисаветградскую, безбожными гоненьми жегомую, слезьми и кровьми вашими напоили есте, темже ныне благодатию Божиею сердца наша напоите и предстательством вашим Церковь Православную от всякаго зла сохраните, вы бо есте заступницы всепетии и молитвенницы о душах наших.

 

Кондак, глас 3

Восхвалим вернии доблих священномучеников, страдания от безбожных даже до крове претерпевших, и во огни мучений веру сохраньших, Николая и Платона пречудных, яко злато и топаз благочестия в земли Елисаветградстей обретенныя, и светом благодати вся облиставшия, ныне же к ним усердно возопиим: заступницы наши и молитвенницы всепетии, прострите руки ваша необоримыя, и сокрушите всякое нечестивое лукавство сопротивных, моляще Христа Бога спастися душам нашим.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. ЦГАООУ. Ф. П263. Д. 65744. Т. 1. Л. 252
2. Кишиневские Епархиальные ведомости. 1880. № 13, 1-15 июля. С. 296.
3. Там же. 1883. № 12, 15-30 июня. С. 86.
4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ, помощникам монашествующим преподавателям, духовных семинарий и училищ, и священнослужителям при наших заграничных церквах на 1897. С.-Петербург: Синодальная типография, 1897. С. 58.
5. Херсонские Епархиальные ведомости. 1913. № 4, 15 февраля. С. 83.
6. ЦГАООУ. Ф. П263. Д. 65744. Т. 1. Л. 250.
7. Там же. Л. 252.
8. Именной список лиц, служащих по церковно-школьному управлению, заведующих и учащих в церковно-учительских и второклассных школах на 1912 год. С.-Петербург: Синодальная типография, 1912. С. 420.
9. Херсонские Епархиальные ведомости. 1890. № 2, 15 января. С. 28.
10. Шаповал Наум Яковлевич, 1873-1971, житель с. Арбузинка, жил по соседству с родителями прп. Кукши Одесского (Величко) и посещал местный храм Рождества Богородицы с будущим старцем Кукшей. Прадедушка Соколовой Веры Владимировны, проживающей в г. Кропивницком (Елисаветград), со слов которой были записаны воспоминания об о. Николае Виноградове и прп. Кукше Одесском.
11. ЦГАООУ. Ф. П263. Д.65744. Т. 1. Л. 252.
12. Херсонские Епархиальные ведомости. 1900. № 6, 15 марта. С. 65.
13. Там же. 1902. № 3, 1 февраля. С. 43.
14. Там же. 1902. № 19, 1 октября. С. 626.
15. Там же. 1903. № 7, 1 апреля. С.129; 130.
16. Там же. 1903. № 21, 1 ноября. С. 353.
17. Именной список лиц, служащих по церковно-школьному управлению, заведующих и учащих в церковно-учительских и второклассных школах на 1912 год. С.-Петербург: Синодальная типография, 1912. С. 420.
18. Тихие вишневые Гладосы // День. 2013. Окт.
19. Херсонские Епархиальные ведомости. 1900. № 23, 1 декабря. С. 667, 674.
20. Там же. 1912. № 10, 15 мая. С. 146.
21. Там же. 1912. № 21, 1 ноября. С. 318.
22. Там же. 1913. № 10, 15 мая. С. 195.
23. Ежегодник «Голоса Юга»: изд. газеты «Голос Юга». Елисаветград: Типография Ш. Немировского, 1913. Ч. 4.
24. Херсонские Епархиальные ведомости. 1917. № 15-16, 1-15 августа. С. 192.
25. Коммунист. 1923. 21 марта.
26. ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 57. Л. 14.
27. Там же. Д. 29. Л. 68.
28. Там же. Ф. Р2240. Оп. 1. Д. 181. Л. 234.
29. Там же. Л. 235.
30. Сокуренко Евфросиния Федотовна, 1884-1975, прихожанка Петропавловского храма г. Елисаветграда (Кропивницкого), где служил Протоиерей Николай Виноградов, жившая в районе Б. Балки по улице Колодезной, № 18. Прабабушка Архимандритов Неофита и Иоанна (Гончаренко), уроженцев г. Кропивницкого (Елисаветград).
31. Мануйлов А. Н. Первый святой земли Елисаветградской. Блаженный старец Даниил, Христа ради юродивый, Елисаветградский. Кировоград: Издатель Лысенко В. Ф., 2013. С. 16-17.
32. ДАКО. Ф. Р249. Оп. 1. Д. 458. Л. 42.
33. Там же. Оп. 2. Д. 634. Л. 60.
34. ЦГАООУ. Ф. П263. Д. 65744. Т. 1. Л. 250.

Просмотров: 1454