Житіє священномученика Платона Купчевського, пресвітера Єлисаветградського (рос)

6 лютого 2022 року відбулося прославлення у лику святих Кіровоградської єпархії убієного протоієрея Платона Купчевського (1931). В Кіровоградській єпархії опублікували житіє священномученика Платона Купчевського, пресвітера Єлисаветградського.

Вступление

Чтобы построить собственную духовную жизнь и проложить своим потомкам дорогу к небу, нужно думать о том, как живём. Мы сами высекаем на своём сердце линию жизни. Линия жизни – это позиция. Это ощущение неповторимости своей души; это рамки, за которые сердце не разрешает человеку заходить; это мера совести, мера времени нашей жизни. Вырабатывая такую внутреннюю позицию, мы жизнь свою приводим в порядок. Таким образом, – живём не день ото дня в мощных потоках суеты, а живём очень обдуманно, ориентируясь на Заповеди Божии. Конечно, жизнь сложна и чаще, чем мы надеемся, ломает наши планы. Но даже в вихрях жизненных проблем внутренняя позиция должна оставаться тем краеугольным камнем, на котором Христос создал Свою Церковь. Позиция должна оставаться колосом с золотистыми зёрнами, которые являются пропуском в небо, а на земле – крыльями, чтобы взлететь. Этот колос должен вырастать в собственной душе каждого.

Таковым был будущий новомученик и самоотверженный миссионер Церкви Христовой Платон Федотович Купчевский. Само слово «миссия» имеет значение «поручение». Миссионерство для Православной Церкви всегда было актуальным понятием, без которого невозможна полноценная её жизнь. «Поручение» миссионера – сродни миссии святых апостолов. Церковная история свидетельствует, что ученики Христовы, апостолы, откликнулись на воззвание Господа – и миссионерство стало целью их жизни: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20). Они понесли миру знание Божьих истин, поменяв земной комфорт на жертвенное служение, миссию – нести по всей земле учение Христа для просветления души человека даже ценой собственной жизни. Это была их линия жизни, они высекли её на собственном сердце и воплотили в духе.

Детские и юношеские годы

Платон Федотович Купчевский родился 19 сентября/2 октября 1866 г. в день, когда Православная Церковь празднует память святых мучеников Трофима, Савватия, Доримедонта и страстотерпца благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского. Детские годы Платона прошли в с. Аджиголь (Оджигол) близ Очакова (ныне Николаевская область)[1]. Домашняя жизнь священнической семьи Купчевских проходила в трудах и молитвах.

В доме Федота Купчевского было много книг, главным образом духовной литературы. Поэтому для Платона книга с детства была одним из главных атрибутов христианской жизни. Приученный с детства к духовному чтению и посещению церковных служб, он рано начал вникать в смысл духовной жизни. Много раз вместе с отцом он участвовал в крестных ходах, посещал монастыри и святые места Руси, его чистая невинная душа с ранних лет тянулась к Богу.

Дети священников рано уходили из родительского дома и начинали прохождение суровой школы обучения под пристальным присмотром воспитателей учреждений, где получали образование.

В 1877 г. юноша Платон, по благословению Преосвященейшего епископа Новомиргородского Нафанаила (Соборова), викария Херсонской епархии, поступил в Херсонское духовное училище, которое окончил в 1881 году. В августе, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Херсонского и Одесского Платона (Городецкого), поступил в Одесскую духовную семинарию[2]. За годы обучения в семинарии Платон отличался от своих сокурсников, он часто посещал семинарскую библиотеку, где любил проводить свободное время. В июне 1887 г. Платон оканчивает Одесскую духовную семинарию[3]и в этом же году вступает в брак с благочестивою девицею Зинаидою. Впоследствии у них рождается двое сыновей[4].

Священническое служение

В 1887 г. Преосвященнейшим епископом Елисаветградским Мнемоном (Вишневским), викарием Херсонской епархии, 13/26 сентября Платон был рукоположен в сан диакона, а в праздник Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября того же года – в сан пресвитера[5]. Первое своё назначение иерей Платон получил в с. Кардашевку Елисаветградского уезда (ныне с. Николаевка), в храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. «Живя в ветхой хижине, с самоотвержением трудится над воспитанием своего прихода в духе православной веры и Церкви»[6]. В это время  проявляется незаурядный миссионерский талант отца Платона. Он много трудится в церковноприходской школе.

Ревностный пастырь-миссионер отец Платон Купчевский приобретает высокое доверие и любовь своих прихожан, живущих в окружении штундистов. Каждая семья, каждый взрослый со своими детьми, покинувшие штундизм и присоединённые к Святой Православной Церкви становились для священника и его прихода большим радостным событием.

Святой праведный Иона Одесский (прославленный в лике святых Украинской Православной Церкви от Одесской епархии) в своём докладе Одесскому Свято-Андреевскому Братству даёт высокую оценку миссионерских трудов священника Платона Купчевского.

В 1899 г. 1/14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы иерей Платон был переведён в Свято-Покровский храм местечкаЛюбомирки Елисаветградского уезда, где прослужил 10 лет, окормляя своих прихожан и обучая их детей вере и благочестию[7].

Многие жители из окрестных сёл местечкаЛюбомирки находились под влиянием сектантских проповедников, но благодаря миссионерскому таланту и самоотверженному служению отца Платона, многие из них принесли покаяние и возвратились в Православную Церковь.

Миссионерский путь

«Имеющий невесту есть жених,

а друг жениха, стоящий и внимающий ему,

 радостью радуется, слыша голос жениха.

 Сия то радость моя исполнилась.

 Ему должно расти, а мне умаляться»

(Ин. 3:29-30)

С 1/14 мая 1896 г. решением Совета Образования Одесского Свято-Андреевского Братства священник Платон Купчевский становится исполняющим обязанности миссионера Любомирского округа.

Враг рода человеческого через сектантов постоянно пытался мешать отцу Платону в деле проповеди. Но ничто не могло угасить пыла миссионера и его ревности в деле обращения заблудших. Его старания, с Божьей помощью, приносили благие плоды. Многие жители близлежащих деревень местечкаЛюбомирки, бывшие тайными штундистами или колеблющимися, после бесед с отцом Платоном утверждались в Православной вере и отрекались «от общения со штундою». Каждого из них батюшка знал по именам, за каждого из них болело его сердце. Вот уж воистину говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле».

С 18 ноября/1 декабря 1898 г. отец Платон утверждается Окружным миссионером 7-го миссионерского округа. В резолюции Преосвященнейшего Иустина (Охотина), архиепископа Херсонского и Одесского, от 20 марта/2 апреля читаем: «За усердную пастырскую и учительскую службу священник м. Любомирки Платон Купчевский награждён скуфьей»[8].

Из отчёта вышеуказанного Братства за 1900 г. узнаём о двух неурожайных годах этого времени, когда штундисты удачно воспользовавшись ситуацией, пытались по сёлам буквально покупать души православных голодающих крестьян в обмен на отречение от Православия. Но, не смотря ни на что, священник сражался за души людские. Он провёл более 40 бесед с теми, кто отошёл от веры, и, слава Богу, небезрезультатно[9]. Слава о добром миссионере-проповеднике быстро разрасталась и к отцу Платону потянулись люди.

В 1900 г. 18 декабря/2 января отец Платон, согласно прошению, переведён на служение в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (ныне Кафедральный собор Рождества Богородицы) в г. Елисаветграде с оставлением в должности миссионера[10]. В 1901 г. в Херсонской епархии состоялось разделение миссионерских округов. Миссионером второго округа был назначен священник Платон Купчевский[11].

В июне 1902 г. отец Платон возглавляет пеший Крестный ход в с. Сухую Калигорку для поклонения чудотворному образу Богоматери. Трудно переоценить силу и важность в духовном аспекте Крестного хода. Даже самая незначительная поездка из дома, каждый поход, даже с несложными переходами – это всегда испытание на духовном, моральном и физическом уровнях. Каждый участник крестного хода уже знает об истине, вере, верности и каждый, наверное, вынашивает свои сокровенные сердечные мотивы, отправляясь в такой ход, чтобы прикоснуться к святыням и освятиться ими, напиться Божией благодати.

Свой крестный ход и молитвы паломники всегда жертвуют Богу не столько во спасение собственной души, сколько во имя спасения рода, края, своих близких, душ умерших сродников. Сердца таких людей вырастают в меру духовной высоты, из которой можно уже потом любить и спасать любовью не только себя, но и своего ближнего.

В 1903 г. отец Платон организует паломничество в Киев и Чернигов. Об этом имеются свидетельства в «Херсонских Епархиальных ведомостях»: «Нельзя не упомянуть и об устроенном с архипастырского благословения, под руководством окружного миссионера Платона Купчевского, большом паломничестве к святыням Киева и Чернигова; в этом паломничестве приняли участие несколько сотен человек и, без сомнения, это религиозное путешествие не может не оказать благодетельного влияния на православных простолюдинов»[12].

Епархиальный противосектантский миссионер Михаил Кальнев в годовом отчёте, напечатанном в «Херсонских Епархиальных ведомостях» за 1904 г. одобрительно и с подробностями докладывает о деятельности отца Платона Купчевского за 1903 г.: «Из отчёта священника Купчевского видно, что когда в отчётном году совратилось в Елисаветграде несколько семейств в штунду, то ему впервые сообщили об этом члены миссионерского кружка, с помощью которого, приняв соответствующие меры, миссионер снова возвратил совращённых к Православию (числом 25 человек с детьми). «Мои усилия, – пишет он, – увенчались полным успехом»»[13].

В 1904 г. в «Херсонских Епархиальных ведомостях» №13 сообщается о том, что трудами отца Платона погашена вспышка сектантского движения: «Из выдающихся дел миссии за отчётный год можно указать на успокоение вспыхнувшего сектантского движения в самом г. Елисаветграде, остановленного деятельностью окружного миссионера Платона Купчевского, с помощью основанного там кружка ревнителей православия»[14].

В конце этого года сам иерей Платон с целью дальнейшей борьбы с сектантством просит настоятелей церквей Елисаветградского и Бобринецкого благочиний, а также настоятелей церквей Александрийского уезда предоставить ему не позже 1/14 января 1905 г. миссионерскую отчётность, содержащую следующие пункты:

  1. Статистическую таблицу о состоянии движения сектантства.
  2. Посемейный список сектантов.
  3. Особые сведения о состоянии на приходе сектантов[15].

Любовь Христова, познанная отцом Платоном, не может претерпевать ничьей погибели, потому он истинно по-христиански подчёркивал, что спастись можно только любовью и никаким насилием. Когда разговор заходил о врагах веры, он молчал, ибо делил людей не на врагов и друзей, а на тех, кто познал Бога и не познал. И если мы не любим брата своего, то это показатель, что живём не в Боге.

Кроме миссионерских трудов отец Платон нёс службу и на педагогической ниве: он был членом отделения Епархиального училищного совета, законоучителем Первого Коммерческого училища, а также преподавал Закон Божий в торговых классах этого учебного заведения[16].

Труды батюшки, конечно, не остались незамеченными священноначалием: в 1905 г. 6/19 мая он награждается наперсным крестом. Об этом писалось в «Херсонских Епархиальных ведомостях»: «…города Елисаветграда Владимирской иконы Божией Матери церкви священник Платон Купчевский Святейшим Синодом удостоен награждения наперсным крестом за заслуги по духовному ведомству Херсонской епархии ко дню Рождения Его Императорского Величества»[17].

26 января/8 февраля 1910 г. настоятель церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Елисаветграда протоиерей Пётр Рыльский, согласно прошению, был почислен за штат[18]. В этом же году 27 марта/9 апреля иерей Платон Купчевский был назначен в ту же церковь[19].

За ревностные труды, положенные на ниве Христовой, священник Платон в 1917 г. был удостоен сана протоиерея, что подтверждает «Список священнослужителей, награждённых Святейшим Синодом к 29 июня/12 июля 1917 г.»[20]в день, когда Церковь чтит память Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Верность Церкви Христовой

Революция 1917 г., а позже Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, изданный в 1918 г., диктовали теперь другие условия жизни: «Всё церковное имущество, метрические книги, печати и другие ценные для Церкви реквизиты нужно было описать и сдать в определённые государственные органы». Община церкви, где настоятелем был отец Платон Купчевский, сначала отказалась исполнять директивы, и только когда Окружной исполком постановил, что в случае невыполнения распоряжения в двухнедельный срок, храм будет закрыт, требование пришлось выполнить[21].

Протоиерей Платон Купчевский вместе с протоиереем Николаем Виноградовым, иеромонахом Варсонофием (Юрченко) (священником с. Высокие Байраки Елисаветградского уезда, ныне прославленного в лике святых Украинской Православной Церкви в 2008 г.) и другими священниками, во главе с правящим епископом Елисаветградским Павлом (Колосовым) были твердыми поборниками и защитниками канонического устройства Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном, а после его смерти – местоблюстителем митрополитом Петром (Крутицким).

В феврале 1923 г., после того, как на покой ушёл Преосвященный епископ Павел (Колосов), на Елисаветградскую кафедру прибыл новорукоположенный епископ Онуфрий (Гагалюк), который сразу же обратился в Елисаветградский Отдел Управления с прошением об организации канцелярии. Владыка сам физически не мог справиться со всем объёмом дел и просил в состав этой канцелярии включить отца Платона Купчевского наряду со священниками Николаем Виноградовым, Михаилом Романовским, Александром Баумгартеном[22]. Однако, в записи ГПУ за №1394 от 3 марта 1923 г. сказано: «Православное Духовное правление в числе отца Платона и других зарегистрировано не было, так как являлось нелегальным»[23]. Нелегальным оно считалось для новой власти из-за того, что не входило в новую обновленческую «церковь».

В тяжёлые времена испытаний для Церкви Христовой и Православной веры, среди жизненных бурь и скорби нашего народа священник Платон Купчевский остался верным пастырем и воином Христовым. Он неоднократно подвергался клевете и наговорам. Но о. Платон не заботился о собственной безопасности, постоянно напоминая людям о покаянии, об опасности отступления от Бога, о богоненавистничестве как большом грехе власти: «Нам не дают молиться, но право на веру есть у каждого…».

В докладной записке обновленческого «священника» Трофима Михайлова на имя председателя Елисаветградского исполкома т. Леоненко говорится, что городскими священниками ведётся активная агитация против обновленческого движения, «они сеют смуту и заставляют других священников насильно подчиняться лжеепископу Онуфрию, настраивают прихожан сёл против «Живой церкви» и её бывших членов»[24]. Поэтому в то время быть миссионером означало сознательно стать жертвой. Но даже среди этой страшной смуты отец Платон не отступил от своего миссионерского духа, проповедуя теперь уже и среди того священства, которое ушло в обновленческий раскол. И скольких своей твёрдой непоколебимостью и горячей верой он вывел из тьмы раскола, а ещё скольким он туда не дал упасть, знает лишь Господь. Главным оружием протоиерея Платона в борьбе с обновленчеством и безбожием была всегда его пламенная проповедь. В какой бы то ни было час и где бы то ни было батюшка не упускал возможности поговорить с людьми, дабы приобщились сердцем к разумению Божьих истин. 4 августа 1925 г. начальник отдела религиозных культов Лифер в докладной записке изложил, что отец Платон в этот же день произносил проповедь при колодце Соколовские хутора. Он, рассказывая о подвиге Марии Магдалины, проводил параллели с настоящим гонением на Церковь и её пастырей. Священник говорил, что пастыри не боятся гонений и заключений от врагов Церкви. Лифер усматривал в этом антисоветскую агитацию[25].

Обе стороны жестокого противостояния – веры и неверия, верности и предательства, достойного христианского исповедничества и постыдности христоборцев – видели всю бескомпромиссность этой борьбы. Пришла власть, которая не могла удержаться лишь при помощи уничтожения огромнейших духовных сокровищ, накопленных за тысячелетия Православной Церковью.

После того, как в 1924 г. храм Владимирской иконы Божией Матери власть насильственно отобрала у православных и передала обновленцам, священник Платон некоторое время служил в Спасо-Преображенском храме. А когда и этой церковью завладели обновленцы, он был переведен в Знаменскую церковь[26]. Но вскоре, под надуманным предлогом и этот храм был закрыт: как бы по причине «утаивания от внесения в опись культового имущества»[27]. Таким образом, новая, так называемая народная власть, с невиданной жестокостью начала открытое гонение на Церковь и уничтожение ее святынь.

В 1926 г. отец Платон назначен в Петропавловскую церковь, которая благодаря молитвам отца Николая Виноградова, настоятеля храма, и верующих прихожан, оставалась единственным оплотом Православия среди разгула обновленчества. К словам проповеди священников церкви святых апостолов Петра и Павла к отцу Платону и отцу Николаю внимательно прислушивались прихожане. На сегодня осталось множество воспоминаний людей смелых и честных, искренних и преданных Церкви, которые передавали из уст в уста содержание пламенных проповедей священников: «Всякого рода зло, творимое в плане морали, духа, духовности, есть величайшим преступлением и грехом против замысла Творца и против Божьей Истины. Грех – это выстрел в лицо Бога, это разрушение Его творений, пренебрежение Его дарами. Но не разрушить никогда и никому Его правды и Его строя, ибо мы всего лишь люди, а не созидатели сего мира, не творцы самих себя. Мы имеем лишь волю, а всё вокруг нас творит Господь и только от нашей воли зависит, как мы будем распоряжаться творимым от Бога».

 Мученический подвиг

Отец Платон совместно с отцом Николаем Виноградовым, по примеру святых апостолов Петра и Павла, молили Бога обо всём мире, имея веру и надежду, что Он их слышит. Почти бесправная, тяжёлая, исполненная беспокойства жизнь не могла помешать им исполнять пастырское служение – нести людям свет веры. Именно за это стремился дьявол уничтожить их руками богоненавистников.

Постановление о начале следствия, избрания меры пресечения и предъявлении обвинения

15 января 1931 г. многих верных Церкви православных священников г. Зиновьевска (Елисаветграда) арестовали, в том числе и отца Платона. Его обвинили в антисоветской агитации и организации контрреволюционной группы церковников, в частности батюшке вменялось связь со ссыльными, а также он обвинялся в антигосударственных настроениях. Во время допроса он себя виновным не признал и на своих собратьев по требованию следователей не клеветал.

В тюрьме протоиерей Платон имел достаточно времени, чтобы подготовиться к завершению своего жизненного пути. Он был человеком мудрым и высокодуховным, поэтому не питал иллюзий на счёт своего жизненного конца. Размышления о смерти, о том, как достойно встретить её, никогда не оставляли священника, ждущего её за решёткой тюрьмы от момента ареста до приговора. Собственно, он ожидал её ещё с тех пор, как Церковь стала гонима властью. За веру в Бога власть начала безжалостно уничтожать как священнослужителей, так и мирян. Смерть настигала их во время допроса или на нарах камеры, в кровати тюремной больницы или вследствие пыток или других истязаний. Совершенно ясно, что про такие случаи приходилось узнавать лишь случайно или по воспоминаниям очевидцев. Но наступило время, и открылись архивные дела, поднятые из глубины хранилищ ЧК-НКВД-МВД, и жертвы жестоких надругательств заговорили с нами со страниц следственных дел…

1931 г. стал фатальным… Массово шли аресты священников. Тюрьмы были переполнены, с казнями не медлили. Особенно жестоко относились к тем священникам, которые имели большую твёрдость духа и силу воли. Такие не поддавались так называемому перевоспитанию, не отрекались от веры во Христа и не предавали. В то время власть делала вид, что придерживается норм действующего законодательства. Но арестовывали как священников, а судили как политических преступников, «подгоняя» политическую статью 54-10 приблизительно по образцу: «поп группирует вокруг себя верующих, проводит контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию существующего строя и мероприятий партии и  правительства…». Православный народ и его священники были осуждены на уничтожение, потому что не вписывались в идеологию «новой власти», строящей «светлое будущее».

Чего хотели безбожники? Они и сами не знали… Ненавидели Свет, хотели утвердиться над Духом, изощрённо пытаясь расстрелять Самого Господа. Поэтому ежедневные жестокие издевательские допросы отца Платона не утоляли их ненависть, а только разжигали её ещё больше, потому что священник не молчал, а из последних сил пытался силою своего слова вразумить богоборцев. «Благо мне, страждущему, ибо научился Заповедям Твоим» (Пс. 118:71). Мужественно выдерживал жестокие пытки 65-летний отец Платон, – немощный телом, измученный, обессиленный, больной, но не сломленный.

После тяжелых пыток, от полученных ран и увечий, в декабре 1931 года в застенках городской тюрьмы священник Платон Купчевский мученически скончался.

В заключение

«Хранит Господь вся кости их,

ни едина от них сокрушится»

(Пс. 33, стих 21)

Тело протоиерея Платона усердием прихожан Петропавловской церкви было выкуплено из тюрьмы и тайно похоронено на старом Кущёвском кладбище города, рядом с убиенным его собратом протоиереем Николаем Виноградовым. Промыслом Божиим могила мученика сбереглась до наших дней, не затерялась среди многих, на сегодняшнее время заброшенных могил, благодаря родственникам тех, кто принимал участие в погребении убиенного священника Платона Купчевского. Именно они в 1997 г. указали точное место захоронения убиенного протоиерея Платона. На могиле убиенного священника был установлен деревянный крест.

27 июля 1989 г. протоиерей Платон Купчевский был реабилитирован Прокуратурой УССР согласно ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и в начале 50-х годов»[28].

На могиле убиенного прот. Платона регулярно совершались панихиды, которые собирали множество молящихся людей. В виду огромного почитания верующих и совершения на месте погребения многих чудес, 15 июня 2018 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Иоасафа, митрополита Кировоградского и Новомиргородского, останки священномученика Платона были извлечены из могилы и расположены в храме до момента прославления.

17 августа 2021 года, согласно рапорта Высокопреосвященнейшего митрополита Иоасафа, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику местночтимых святых Кировоградской епархии протоиерея Платона Купчевского.

6 февраля 2022 г. в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы был совершен Чин канонизации священномученика Платона Купчевского, пресвитера Елисаветградского. День памяти установлен 2/15 июня.

«Итак идите, научите все народы, крестя их

во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;

и се Я с вами во все дни до скончания века»

(Мф. 28:19-20)

И они идут, и проповедуют – апостолы, преподобномученики и священномученики, все святые, явленные и неявленные воины Христовы – миссионеры, «отвергнувшись себя, взяв свой крест», вооружившись силой веры своей во Христа и Его Евангелием. Идут через года, через века и тысячелетия, не жалея жизни своей, не желаяблаг земных, душу свою полагают за Христа…

Их жизнь и служение, вера и преданность, мужество и верность Христу даже до смерти являются ярким примером для подражания и достойным образцом дерзновенного, ревностного служения Богу и Его Святой Церкви.

«Святый священномучениче Платоне, моли Бога о нас!»

*  *  *  *  *

Тропарь, глас 4

Преславнии воини Христовы, столпи веры Православныя, Николае пречудне и Платоне всехвальне, землю Елисаветградскую, безбожными гоненьми жегомую, слезьми и кровьми вашими напоили есте, темже ныне благодатию Божиею сердца наша напоите и предстательством вашим Церковь Православную от всякаго зла сохраните, вы бо есте заступницы всепетии и молитвенницы о душах наших.

Кондак, глас 3

Восхвалим вернии доблих священномучеников, страдания от безбожных даже до крове претерпевших, и во огни мучений веру сохраньших, Николая и Платона пречудных, яко злато и топаз благочестия в земли Елисаветградстей обретенныя, и светом благодати вся облиставшия, ныне же к ним усердно возопиим: заступницы наши и молитвенницы всепетии, прострите руки ваша необоримыя, и сокрушите всякое нечестивое лукавство сопротивных, моляще Христа Бога спастися душам нашим.

 



[1]
ЦГАГОУ.Ф. П263. Д. 65744. Т. 1. Л. 108.

[2]Херсонские Епархиальные ведомости. 1881. №18, 15 сентября. С.742.

[3]Херсонские Епархиальные ведомости. 1887. №13, 1 июля. С.273.

[4]Справочная книга Херсонской епархии. Издание Херсонской духовной консистории. Одесса: Тип. Е. И. Фесенко, 1905. С. 396, 397.

[5]ДАКО. Ф. Р249. Оп. 1. Д. 187. Л. 129.

[6]Херсонские Епархиальные ведомости. 1889. №5, 1 марта. С.130.

[7]ЦГАГОУ. Ф. П.263. Д. 65744. Л. 112.

[8]Херсонские Епархиальные ведомости. 1899. №7, 1 апреля. С. 99.

[9]Херсонские Епархиальные ведомости. 1901. №12, 15 июня. С. 441.

[10]Херсонские Епархиальные ведомости. 1900. №1, 1 января. С. 10.

[11]Херсонские Епархиальные ведомости. 1901. №224, 15 декабря. С. 391.

[12]Херсонские Епархиальные ведомости. 1903. №21, 1 ноября. С. 668, 669.

[13]Херсонские Епархиальные ведомости. 1904. №14, 16 июля. С. 366.

[14]Херсонские Епархиальные ведомости. 1904. №13, 1 июня. С. 343.

[15]Херсонские Епархиальные ведомости. 1904. №24, 16 декабря. С. 534.

[16]Ежегодник «Голоса Юга»: изд. Газеты «Голос Юга». Елисаветград: Типография Ш. Немировского, 1913. Ч. 4.

[17]Херсонские Епархиальные ведомости. 1905. № 10, 16 мая. С. 131-132.

[18]Херсонские Епархиальные ведомости. 1910. № 4, 16 февраля. С. 62.

[19]Херсонские Епархиальные ведомости. 1910. № 8, 16 апреля. С. 128.

[20]Херсонские Епархиальные ведомости. 1917. № 14, 15 июня. С. 171, 172.

[21]Мануйлов А.Н., Кондратюк Р.В. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. 200 лет. Кропивницкий: Имэкс-ЛТД, 2012. С. 84-85.

[22]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 57. Л. 13-14.

[23]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 57. Л. 20.

[24]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 62. Л. 650.

[25]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 182. Л. 196.

[26]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 458. Л. 37.

[27]ДАКО. Ф. Р2264. Оп. 1. Д. 214. Л. 866.

[28]ЦГАГОУ. Ф. П263. Оп. 1. Д. 65744. Т.20.Л.214.

Просмотров: 889