Проголосованный в первом чтении Радой законопроект 8371 — это еще не принятый закон, а проект, не соответсвующий Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины — Юротдел УПЦ

19 октября 2023 года Верховной Радой Украины проголосован в первом чтении законопроект 8371, как его называют в СМИ, «О запрете УПЦ», который еще не принят и не стал законом. Согласно процедуре должно быть еще второе чтение. Поэтому он остается законопроектом и нуждается в доработке, поскольку нарушает право на свободу вероисповедания и содержит существенные недостатки юридической техники и не соответствует Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины. Соответствующий комментарий опубликовал Юридический отдел УПЦ, передает Информационно-просветительский отдел.

Законопроект № 8371, который, как отмечается, запрещает деятельность религиозных организаций, связанных с государством-агрессором, по сути своим содержанием направлен на запрет Украинской Православной Церкви и нарушает права на свободу вероисповедания граждан Украины, принадлежащих к УПЦ.

В самом проекте закона об УПЦ не говорится, однако его происхождение (решение СНБО касательно УПЦ), медийное и политическое сопровождение свидетельствуют о том, что этот закон будут применять к УПЦ, которая на самом деле является самостоятельной и независимой Церковью, и что ее сознательно пытаются выдать за РПЦ, а священнослужителей и верующих людей, являющихся гражданами Украины, отнесли к агентам РФ.

Для обоснования необходимости принятия этого законопроекта ссылаются на религиоведческую экспертизу, которая, кстати, даже не носит юридический характер (абзац 3, раздел 5 экспертизы), уголовные производства относительно членов УПЦ, якобы несущих угрозу национальной безопасности. Согласно официальному сообщению СБУ, насчитывается 68 дел.

В действительности этот законопроект не соответствует Конвенции по правам человека и Конституции Украины (ст. 35), поскольку ни один из этих документов не предусматривает возможности запрета права на свободу вероисповедания. Поскольку такое право может только ограничиваться, и лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения либо защиты прав и свобод других людей.

Поэтому ни религиоведческая экспертиза, ни уголовные производства, ни национальная безопасность не являются основанием не только для запрета, но и для ограничения права на свободу вероисповедания.

Безусловно, что принятие этого законопроекта будет свидетельствовать о том, что права и свободы человека, за которые также воюет наше государство, теряют свой смысл.

Просмотров: 37