Два лики єдиного світу. Свт. Кирил Олександрійський і Несторій (рос.)

31 января Церковь празднует память богослова, защитника православной веры святителя Кирилла Александрийского.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал подготовленный редакцией “Фома в Украине”.

Сегодня можно найти немало факторов, связывающих нас с Византией — некогда могущественной империей. Среди этих факторов особое место занимает Православие.

Именно в церковной традиции можно найти самое большое число тех незримых ниточек, которыми мы неразрывно соединены с ушедшим в прошлое государством Нового Рима…

В начале V века относительно спокойная жизнь Церкви Византии была нарушена новым еретическим учением, сторонники которого отказывались называть Деву Марию Богородицей. Его главным проповедником стал Константинопольский архиепископ Несторий. Партию православных возглавил Александрийский папа Кирилл.

Между двумя ведущими кафедрами империи возник ожесточенный спор. События происходили настолько стремительно, что заняли всего лишь несколько лет. Однако их результатом стала выработка новых догматов веры, которыми мы руководствуемся до сих пор.

Владыка Африки

В 412 году скончался Александрийский патриарх Феофил — один из главных инициаторов гонений на Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста. Современники назвали его «фараоном» — за ненасытное стремление обладать церковной и гражданской властью. В этом же ключе стал действовать и его племянник — преемник по кафедре Кирилл. Он не скрывал своих намерений продолжить политику дяди и очень скоро вошел в конфликт с местным префектом Орестом.

Кирилл начал с тотальной чистки Александрии от инакомыслящих. Первыми пострадали новациане — еретики, которые не хотели принимать в Церковь тех, кто из‑за страха перед мучениями отрекся от Христа. Их храмы были закрыты, а имущество конфисковано. Затем архиепископ стал преследовать иудеев, которые призвали на помощь префекта. Действия Кирилла шли вразрез с политикой империи, и Орест оказался на стороне гонимых. Дело дошло до открытого противостояния и погромов.

В Александрию пришли воинственно настроенные монахи Нитрийской пустыни, которые поддержали своего архиерея и во время столкновений даже ранили Ореста. В итоге конфликт был улажен, но евреи все‑таки покинули мегаполис.

Когда Константинопольский архиепископ Аттик обратился к Кириллу с предложением вписать имя Иоанна Златоуста в списки святых, то Александрийский владыка ответил: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда — не апостол?» Кирилл не сразу захотел отказаться от своего предубеждения, поскольку слишком долго находился в окружении противников Златоуста. Свое мнение святитель поменял только после явления ему во сне Божией Матери, в окружении Которой был и архиепископ Иоанн.

В 415 году в Александрии прошли уличные беспорядки, в ходе которых была зверски убита языческая женщина-философ Гипатия. В борьбе за чистоту веры и нравов Кирилл был настолько категоричен, что современники, а за ними и потомки, легко смогли поверить слухам о причастности архиепископа к этим событиям. Этой же версии придерживался и испанский режиссер Алехандро Аменабар, снявший в 2009 году фильм «Агора». Хотя еще почти за 130 лет до появления киноленты историки смогли доказать невиновность святителя.

В 428 году на Константинопольскую патриаршую кафедру был избран антиохийский священник Несторий, который стал называть Пресвятую Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Ересиарх учил, что Она родила не Бога, а человека Христа. С этого момента Кирилл сосредоточил внимание на борьбе с новым заблуждением.

Оказавшись в оппозиции к Константинополю, святитель, таким образом, продолжил линию своих предшественников, ревностно следивших за тем, чтобы не допустить усиления влияния столичного архиепископа. Теперь у Кирилла появилась возможность снова заявить о силе и авторитете Александрийских пап. Стать лидером православной партии его подталкивал и давний богословский спор с Антиохией, переросший к тому времени в целую борьбу двух направлений мысли, двух способов восприятия Христа и Его учения.

После того как частная переписка с Несторием ни к чему не привела, Кирилл обратился за поддержкой к Римскому папе Целестину, который поддержал святителя. В то же время сторону ересиарха заняли император Феодосий II, Антиохийский патриарх Иоанн и все сирийские архиереи. Чтобы рассудить участников спора, в Эфесе в 431 году был собран новый, третий по счету, Вселенский собор. Заседания возглавил Александрийский архиепископ. В результате, Несторий был осужден, лишен сана и сослан в один из окраинных районов империи. Аргументы же Кирилла были настолько точно сформулированы, что со временем стали дословным выражением учения всей Церкви.

Святитель вернулся из Эфеса победителем и управлял кафедрой еще 13 лет — до 444 года. К концу его более чем тридцатилетней деятельности влияние нехристиан в Александрии заметно ослабело, а авторитет Кирилла как пастыря — возрос. Благодарные потомки назвали его Великим и наделили высоким статусом Отца Церкви.

Псевдо-Златоуст

В самом конце 427 года скончался Константинопольский архиепископ Сисиний. Среди главных претендентов на кафедру были Кизический епископ Прокл и пресвитер Филипп из Сиды. Однако выбор императора Феодосия II пал на антиохийского священника Нестория, слава которого, как блестящего оратора, гремела уже по всему Востоку. Весной следующего года он и занял патриаршую кафедру. Те, кто помнил времена правления императора Аркадия, увидел в новом архипастыре второго Златоуста, который также был призван на служение из Антиохии и прославился своим талантом красноречия.

Биографии Нестория и Златоуста, действительно, имели много общих моментов. Оба деятеля получили образование в Антиохии, причем у одного и того же учителя — язычника Ливания. Так же, как и Златоуст, Несторий несколько лет провел в подвигах в одном из местных монастырей. А главное, ересиарх обладал даром оратора, которым он и привлек к себе внимание сначала Антиохийского епископа, а затем и двора. Как и в свое время Иоанн, Несторий неохотно покинул свой город. Правда, на этот раз не тайно, а под одобрительные возгласы жителей мегаполиса, видевших в нем продолжателя дела своего великого земляка. Только вот со временем антиохийцы обманулись в своих ожиданиях, как, собственно, и жители Константинополя.

Развалины Эфеса — древнего города на западном побережье МалойАзии (современная территория Турции). Эфес и его жителимногократно упоминаются в Деяниях святых апостолов. В 431 году в Эфесе состоялся Третий Вселенский собор, на котором присутствовали 200 епископов, осудивших ересь Нестория.

Архиепископ Несторий решил раз и навсегда покончить с еретиками в столице и уже на пятый день своего пребывания на кафедре распорядился разрушить один из храмов последователей ереси Ария, учившего, что Иисус Христос на самом деле был всего лишь человеком, обладавшим особыми качествами. Ариане не стали дожидаться исполнения приказа и сами сожгли свой храм. Вскоре бедняки Константинополя наименовали архиепископа «поджигателем».

В своей бескомпромиссной борьбе с еретиками Несторий мало чем отличался от современников, в том числе и Кирилла. Новый архиерей принялся править круто. Однако, взяв на себя роль чистильщика, он не заметил, как сам переступил черту и стал одним из тех, кого так беспощадно преследовал.

Камнем преткновения для Нестория стал вопрос о соединении во Христе двух природ: Божественной и человеческой. Хотя он и признавал их существование, но в своих рассуждениях зашел так далеко, что стал называть Деву Марию не Богородицей, а Христородицей, подчеркивая тем самым, что Она не могла родить Бога, а только человека. В то время в Церкви еще не сложилось окончательного мнения на этот счет. В столице об этом велись споры давно. Однако именно в лице Нестория сторонники ереси нашли своего яркого выразителя.

Когда Кирилл стал оппонировать тезисам ересиарха, то быстро стал одним из его личных врагов, получив клеймо еретика. Одновременно у Нестория появился еще один повод сравнить себя со Златоустом, который претерпевал несправедливые гонения со стороны Александрийских пап. В это время в своих проповедях столичный патриарх стал жаловаться на гонения «некоего египтянина», однако слушателям было не трудно понять, кого на самом деле имел в виду оратор.

В 431 году Эфесский собор признал Нестория еретиком. Бывший Предстоятель был арестован и отправлен в ссылку. Ересиарх пережил Кирилла на семь лет и скончался в одном из египетских оазисов в 451 году. Незадолго до смерти он сильно страдал от болей в языке, который стал гнить и разъедаться червями.

Осуждение Нестория на Эфесском соборе. Резной барельеф, 1787 г. Нотр-Дам-де-Шартр.

Борьба за жизнь после смерти

Противостояние с Несторием стало одним из самых ярких эпизодов в биографии святителя Кирилла, да и в истории Церкви — тоже. Во главу угла спора двух иерархов был поставлен вопрос о чистоте христианской веры. Узнав об отклонениях в вероучении Константинопольского архиепископа, Кирилл вынужден был точнее сформулировать православное понимание двух природ Иисуса Христа.

Используя богословский опыт Александрийской школы, в которой традиционно делался акцент на значимости Божественной природы Спасителя, святитель уделил теперь внимание человеческой природе Христа. Так сложилось, что этот вопрос традиционно исследовался богословами Антиохийской школы, к которой относил себя и Несторий. Таким образом, Кирилл критиковал не только заблуждения архиепископа столицы, но и всех тех, кто мыслил так же, как и ересиарх. Среди них был и Антиохийский патриарх Иоанн, а также многие представители сирийского духовенства. Спор о понимании природ Христа быстро вышел за рамки частной дискуссии Кирилла и Нестория и приобрел глобальный масштаб. Окончательно он мог быть разрешен только на Вселенском соборе, который и состоялся в Эфесе в 431 году.

 Несторианское надгробие. Озеро Иссык-Куль, 1312 г. Камень хранится в музее искусства и истории г. Сен-Дени, Франция.

Рассуждая о единой и в то же время двухсоставной природе Бога Слова, Кирилл учил о том, что она включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества — всех спасённых и спасаемых, то есть всю Церковь. Только в этом случае Христос мог спасти всех людей. Отсюда такое неприятие идей Нестория, видевшего в Спасителе Бога и одновременно обычного человека, в которого вселился Логос и жил в нем как в храме, не соединившись с ним до конца. Отсюда такая сильная критика со стороны африканского папы была и по отношению к понятию «Христородица», ибо Дева Мария родила на самом деле не просто человека Иисуса, а воплощенное Слово, Вторую Ипостась Троицы.

Несторий же в своих рассуждениях о Спасителе все внимание сконцентрировал на Его человеческой природе. Ересиарх так и не смог возвыситься до абстракции и представить себе человека Христа с личностью Божества. Прожив после Эфесского собора еще двадцать лет, Несторий так и не признал своей ошибки.

 Каменное надгробие несториан. Китай, династия Юань.

***
Противостояние Кирилла и Нестория — это не просто эпизод всемирной истории. Совсем небольшой отрезок времени, наполненный богословскими спорами двух иерархов, оставил нам не сравнимое ни с чем наследие. Это было сражение за жизнь после смерти, когда главным предметом спора стали понятия, не связанные с этим миром.

Одержав победу, Кирилл на время усилил влияние своей кафедры и приобрел авторитет учителя Церкви. Однако сегодня мы вспоминаем его совсем по другому поводу. Именно благодаря Кириллу нам открылись новые грани понимания Бога, вместе с ними и справедливое именование Девы Марии Богородицей.

Просмотров: 215

Залишити відповідь